Не так страшна Америка, или десять дней за океаном
- Люди нашего города
- 11-12-2003
Мне почему-то кажется, что оказаться в другой стране, а тем более – на другом материке, - все равно, что приземлиться
на Марсе. Чужие лица, особый стиль жизни, новый языковой гул вокруг – к таким переменам надо готовиться заранее. Особенно человеку, никогда
не бывавшему за рубежом.
На прошлой неделе директор молодежной биржи труда
Л. Табачная вернулась из рабочей поездки в Соединенные Штаты Америки. Своими впечатлениями она поделилась
с журналистами на очередном заседании пресс-клуба.АМЕРИКАНЦАМ МЫ ИНТЕРЕСНЫ
В США я попала в рамках российско-американской программы «Открытый мир», которая работает уже пять лет с подачи Центра поддержки российского лидерства при Конгрессе США. Автором программы является Дж. Биллингтон – специалист в области российской истории, у ее истоков стоял и академик Дмитрий Лихачев. «Открытый мир» является единственной программой, которая финансируется законодательной ветвью власти США. С 1999 года более 7 тысяч российских лидеров побывали в Америке – это мэры городов, судьи, депутаты Законодательных собраний и т. д.
Стать участником «Открытого мира» можно только по чьей-то рекомендации. Со своей программой патриотического воспитания я взяла второй гранд на общероссийском конкурсе, поэтому коллеги из Оренбурга рекомендовали меня для поездки в Америку.
В этом году группы формировались по пяти направлениям: федерализм, экономическое развитие страны, женское лидерство, верховенство закона и молодежные инициативы. В последнюю группу я и попала.
В начале ноября я, как и остальные 120 человек со всех регионов нашей страны, приехала в Москву. Там состоялась конференция, на которой нас первым делом ознакомили с правилами поведения в чужой стране. Например, американцы очень дорожат своим здоровьем, и курить в США можно далеко не везде.
Более пяти часов мы летели до Франкфурта, затем еще девять – до Вашингтона. Погода была облачной, и, выглядывая в иллюминатор двухэтажного самолета, можно было подумать, что парим над бушующим морем. Тем, кто не привык к длительным перелетам, приходилось несладко: одни впадали в истерику, другие плакали, молились.
Поездка длилась 10 дней, поскольку американцы считали, что мы как руководители, не можем себе позволить оторваться от работы на более длительный срок. Поэтому каждый день был насыщен до предела встречами, экскурсиями. Свободное время появилось только перед отъездом в Россию, и нам предоставили возможность побывать в вашингтонских супермаркетах.
Для чего американцам эта программа? Они хотят поделиться своим опытом и перенять что-то новое у нас. И вообще, мы им интересны. Семьи волонтеров, которые принимали нас в Далласе, не получали никакой компенсации за расходы, для них уже просто общение с нами – большой подарок. Они хотят изучить и понять наш мир.
ЕСТЬ ТАКАЯ РАБОТА – БОРОТЬСЯ ЗА МИР
Вашингтон… Сначала я просто не могла поверить, что нахожусь здесь. Но очень часто в Америке мы слышали русскую речь, и большинство из тех, с кем встречались, хотя бы раз бывали в России. Забегая вперед, скажу, что в их школах изучается русский язык, на далласком школьном телевидении работают два русскоязычных канала.
Занятия шли весь день, поэтому экскурсии по Вашингтону проходили только вечерами, когда большинство музеев закрыто, а на улицах темно. Вводные лекции читались в библиотеке Конгресса США, где нам рассказывали обо всем: лидерстве, благотворительности, налогах. Мы видели Капитолий, Белый дом. Около главной резиденции президента я познакомилась с американкой Вандой, которая уже четверть века сидит на этом месте с плакатами в качестве борца за мир. Приходит сюда как на работу. Побывали и в музее Кеннеди. В тот день исполнилось 40 лет, как был убит этот президент. Американцы чтят его память, в музее очень много молодежи, на том месте, где стояла машина Кеннеди во время убийства, лежат живые цветы.
В их городах очень легко ориентироваться, потому что улицы будто по линейке разбиты на треугольники и квадраты. В новых кварталах главное – считать, сколько улиц прошел, и никогда не заблудишься.
САМЫЙ-САМЫЙ ШТАТ
В Вашингтоне нас разделили на маленькие группы и разбросали по всей стране. Большую часть времени я провела в Далласе (штат Техас). Если в столице США температура держалась на уровне +10°С, и мы ходили в теплой одежде, то Даллас встретил непривычной для этого времени года 20-градусной жарой.
Жители очень гордятся своим штатом: даже малый ребенок знает, что Техас - самый большой, красивый и независимый. По поводу последнего могу сказать, что Техас, действительно, единственный штат, который по Конституции может в любой момент выйти из состава государства и зажить собственной жизнью. Конечно, это право декларативно, но зато дает лишний повод для гордости.
Поскольку в нашу группу входили российские руководители, которые работают с детьми и молодежью, то, в основном, знакомили с организацией учебного процесса и занятости подростков. Мы посетили центр защиты семьи и детства Бахнера, который является отделением баптистского общества, университет Северного Техаса, юношеский и молодежный центра, независимый школьный округ, в котором практикуется дистанционная форма обучения: 60 человек обучаются на дому с помощью компьютера. Оказалось, что в США дети, попавшие в детский дом, не находятся в нем постоянно: их берут на воспитание опять же семьи волонтеров. Но усыновление бывает очень редко.
К своим детям относятся строго: если у ребенка только появилась мысль сбежать из дома, его отправляют в приемник. Там детей одевают в разноцветные футболки – в зависимости от проступка, и держат не более 48 часов. Если суд посчитает нужным, для кого-то из них следующим этапом станет тюрьма. Но тюрьмы, конечно, не похожи на наши: там есть и компьютерные классы, и спортзал, в котором заключенные обязаны заниматься по 2 часа в день.
Что я для себя отметила – с любым человеком, имеющим социальную, бытовую проблему, в США, в первую очередь, работают психологи. По 2 часа в неделю специалистов этого профиля посещают и взрослые, и дети. Даже лечение наркоманов ведется не столько таблетками, сколько беседами и тренингами.
В техасском университете среди 30 тысяч студентов 13 – из России или бывшего СССР. Одна харьковская девушка объединила всех иностранцев в общество «Эхо мира», где ребята, собираясь, отмечают свои праздники, делятся новостями с родины. Организация обучения кое в чем отличается от того, к чему мы привыкли. Студенты сами выбирают часы, удобные для посещения лекций, согласовывая гибкий график со временем работы. Когда мы спросили у презодента ассоциации студенческого правления, с какой главной проблемой он сталкивается, получили ответ: парковка автомобилей. Как оказалось, можно целый час кружить вокруг университета и не найти места для своей машины. Для американцев это очень актуально.
Но, надо признать, показывали нам далеко не все. Старались говорить только о хорошем. Например, на вопросы о наркомании и СПИДе отвечали уклончиво, во время судебных заседаний, на которых мы присутствовали, решение при нас не выносили, хотя было бы очень интересно его выслушать. Например, судили мужчину за то, что его жена подумала, что он хочет причинить ей насилие. Чем дело закончилось – неизвестно.
И ЗА ГРАНИЦЕЙ ТА ЖЕ КУТЕРЬМА
Я бы не сказала, что жизнь американцев сильно отличается от нашей. В целом, те же проблемы, и что касается работы, в нашем случае – молодежной политики, то они делают то же, что и мы. Только им средств выделяется гораздо больше.
Если говорить об американцах с человеческой точки зрения, то они приветливы, дружелюбны. В семьях, в которые нас расселили, за нами не было постоянного ухода, гостей из России принимали как близких людей. Но, несмотря на то, что было огромное желание общаться с нами, не позволяло время – американцы, похоже, самые большие трудоголики в мире.
Не многие из них могут позволить себе иметь жилье в собственности, как это принято в России. Чаще всего дома арендуют, выплачивая огромные проценты банку. Но и живут они не как мы: многоэтажки и небоскребы полностью заняты под офисы, а люди селятся только в одноэтажных особняках. В Далласе никогда не сносят дома: там до сих пор стоит здание, с которого начался город. Таким образом сохраняется архитектура всех поколений.
Каждый американец должен иметь машину. В Далласе поэтому почти нет пешеходных дорожек. Что интересно, физический размер машины отражает уровень благосостояния владельца. Например, в моей семье у супруги было что-то вроде джипа: она являлась хозяйкой магазина, у мужа – машина поменьше: он распоряжался автомастерской, у сына-студента – обычная легковушка, а сноха (якутка, кстати) пока не заработала ничего.
Вообще, американцы очень трепетно и в то же время очень строго относятся к семье, детям. В Штатах во всех сферах приоритет отдается молодежи, поэтому там нет проблемы с трудоустройством для подрастающего поколения. Частные предприниматели не боятся давать студентам работу на час-два и не требуют оставаться на полный рабочий день.
Очень строго и с моральными устоями. Всем известно, что эротику и боевики в США показывают только платные каналы, которые запрещено смотреть детям. Женщины не красятся очень ярко, а открытые платья одевают только на вечеринки в кругу близких. И что нас удивило – они не гладят одежду.
ЧЕМ СОВРЕМЕННЕЙ, ТЕМ НЕПОНЯТНЕЙ
В Далласе для нас были организованы экскурсии в музеи современного искусства и современной скульптуры. Честно говоря, я к таким экспозициям не привыкла. Предпочитаю что-нибудь традиционное: если уж это картина, то должно быть понятно, что на ней изображено. Но нам показывали такое…
Например, в одной комнате был выложен большой прямоугольник из конфет 10 сантиметров толщиной. Самые обыкновенные разноцветные леденцы. И больше ничего нет. Оказалось, надо взять одну конфету, принести домой и только там съесть. И почувствовать себя приобщенным к современному искусству.
Еще в одной комнате царила темнота и по полу были разбросаны электронные часы, мигающие красными огоньками. Мораль - время не стоит на месте. Или вот. Опять же темная комната, посреди которой стоит стул, а на потолке – небольшое оконце. Садишься и смотришь в космос. Эта инсталляция символизирует то, что мир бесконечен.
В общем, почти все экспозиции музея представляют собой что-то подобное. Того, что было бы мне понятно, очень мало.
Из Орска в качестве сувениров я везла альбомы, которые выпускались еще к 260-летию города, открытки, проспекты, которые выделил мэр. И теперь в Америке на несколько человек больше знают о том, что есть на Урале такой город – Орск.
А из Штатов я привезла огромное количество информации, которая будет полезна нашим педагогам, заведующим детскими домами, инспекторам ПДН. Приложу все силы, чтобы зарубежный опыт прижился и у нас.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024