РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Защитник отечества

«ОХ» сообщала о выходе в Орске книги «Защитники Отечества», в которой собраны воспоминания фронтовиков-орчан о боях Великой Отечественной войны. Исполнилась давняя мечта Николая Яковлевича Свищёва, ветерана войны и автора-составителя этой книги.ОТ РОДНОГО ПОРОГА
Родился Николай Свищёв 27 марта 1918 года на Белгородщине, в селе Крутой Лог, в многодетной крестьянской семье. Из 8 детей в настоящее время в живых остались лишь он да его младшая сестра Мария.
Окончил с похвальной грамотой 7 классов сельской школы, хотя учеба давалась непросто: в большой семье детям много приходилось работать по хозяйству. В заботах-хлопотах детство прошло, и после успешного окончания школы поступил Николай в белгородский медтехникум. Николая приняли в медтехникум без экзаменов, т. к. школу он окончил с похвальной грамотой. В медтехникуме увлёкся общественной работой: все три курса – староста группы, член редколлегии. А ещё - литературный кружок. Собирались в читальном зале городской библиотеки, где выступали даже известные всей стране поэты – Есенин, Жаров, Сурков, Волошенко… Любовь к поэзии студентам привил учитель русского языка и литературы Михаил Лымарев, лицеист из дворянской семьи. «Мы были в него влюблены,– вспоминает Николай Яковлевич. – Но вскоре после убийства Кирова, что дало Сталину отличный повод развернуть массовые репрессии против народа, наш любимый учитель, как и сотни ему подобных, угодил в эту мясорубку. На него поступил донос. В то полуголодное время мы получали хлеб по карточкам – 400 граммов в сутки. Подчас и донести до дома не успевали – дорогой съедали. И однажды учитель Лымарев поделился воспоминанием из своей досоветской жизни о том, что они ели в лицее на первое, второе… Тут его услышал наш штатный осведомитель Семён Соколов (обычно он после занятий сразу отправлялся с отчётом в органы) и поспешил донести «куда надо». Учителя арестовали. Также арестовали и Пушенко, комсорга нашего техникума».
ПЕРВАЯ ПРАКТИКА
На 3-м курсе медтехникума перед Николаем встал вопрос: сдавать экзамены в медтехникуме или попробовать поступить в Курский мединститут, подготовительный курс которого он прошёл заочно. Однако сомнения быстро разрешились: «Кто тебя будет содержать во время учебы? А здесь получишь распределение – заработок обеспечен». Что ж, сдал Николай экзамены, и в качестве фельдшера-выпускника отправился лечить людей в село Большая Халань, что в 50 километрах от Белгорода. Здесь его ждали сельская амбулатория и стационар на 25 коек. Так Николай стал исполняющим обязанности заведующего врачебным участком, куда входило свыше 2000 дворов местных колхозников плюс село Песчаное – ещё шесть сотен дворов.
Более двух лет, до призыва в армию, врачевал он многочисленных сельских пациентов. Работы хватало, из соседних районов приезжали к нему люди: «Здесь, говорят, врач хороший, внимательный». Такая слава шла о фельдшере. Однажды был случай: из села Песчаное крестьянин привёз к нему сына-красноармейца, который полгода лечился в харьковской клинике, а в итоге тамошние врачи просто отослали его домой на «самовылечивание». Осмотрел фельдшер Свищёв «безнадёжного больного» и диагностировал у него волчанку – туберкулёз кожи. А как раз за неделю до этого прочёл брошюру «Способы лечения по опыту ленинградской клиники». Выписал рецепт, дал его крестьянину-отцу, и тот сразу – в аптеку. Вскоре пришел заведующий аптекой: «Ну не могу я ему такую дозу отпустить!» Николай раскрыл брошюру: «Читай!» Тот прочёл да только и сказал: «Сдаюсь!» А в один из дней приехал отец больного, радостный, и в подарок барана привез: «Спасибо, что моего сына вылечили!» Не положено, конечно, от пациентов и их родственников такие презенты принимать, но что тут поделаешь… «Половину туши – на кухню, половину – сотрудникам», – сказал Свищёв и занялся очередным пациентом…
Другой случай: привезли девочку, которая сорвалась в колодец и ударилась лбом о ведро. Надо бы её в больницу райцентра отправить - рана открытая, а ехать по пыльной дороге. «Надо наложить швы», – решил Николай и приступил к процедуре. Потом приехал из райцентра хирург: «Весьма неплохо поработали, молодой человек! Ни одной вашей скобки мне не пришлось заменять».
Однажды довелось выступить в роли судмедэксперта. В селе Большая Халань в одном месте снесли дом, а земля, на которой он стоял, отошла под огород соседей. И те, вскапывая участок, наткнулись на человеческие кости. Вызвали милицию. Те – к Николаю, как главному местному медицинскому авторитету. Пол и возраст удалось установить сразу: мужчина до 25 лет. А вот со временем захоронения… Помог найденный клочок шерстяного пиджака: по его состоянию на прикидку вышло – лет 5-7 назад. Этого хватило для расследования: выяснилось, что в предполагаемое время в доме жили брат с сестрой, чья мать умерла, а отец перебрался жить к мачехе. Тогда, в начале 30-х годов, был сильный голод, и, зная это, из Украины приезжали люди выменивать продукты на вещи. Однажды в отсутствие сестры брат выменял какую-то одежду на хлеб, но не удержался и почти весь съел. Когда сестра вернулась домой, обнаружила лишь горбушку. Вспыхнул скандал, в ходе которого она убила своего брата. Чтобы никто не прознал о случившемся, закопала его прямо под своей кроватью (пол в избе был земляной), а всем сказала, что он куда-то сбежал из дома. И вот теперь всё выяснилось. Состоялся суд, куда Николая вызывали в качестве свидетеля. Из-за давности события не стали приговаривать женщину к длительному сроку заключения, отпустили.
НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ
В тревожном 1939 году призвали Николая Свищёва в Красную Армию. Начальную военную подготовку проходил в г. Боброве Воронежской области, в составе 660-го стрелкового полка, затем его часть перебросили в г. Рыльск, а оттуда – к Ленинграду, в распоряжение командования фронтом. В то время шла война с Финляндией, и в полку, включённом во второй эшелон действующей армии, со дня на день ожидали вступления в боевые действия. Но 10 марта бои прекратились, война закончилась, и 660-й полк в составе 185-й стрелковой дивизии передислоцировали под Минск.
15 июня 1940 года в составе своего полка Николай Свищёв оказался на территории Литвы.
...Новый, 1941-й год встречали на зимних квартирах в военном городке Идрица Великолукской (ныне Псковской) области. Когда началась война, полк, где служил Николай, на машинах-полуторках двинулся на фронт. Уже на третьи сутки появились первые раненые: недалеко от Витебска налетела вражеская авиация. Оперировать пришлось прямо на лесной поляне, под открытым небом. 27 июня полк занял оборону под г. Лепель, и начались первые ожесточённые бои. Раненых перевязывали прямо на передовой, затем доставляли в полевой эвакопункт, а оттуда – в госпиталь. Но над дорогами постоянно «висели» немецкие истребители, обстреливавшие даже одиночные машины. Во время одной из таких перевозок взрывом бомбы Николая контузило, но едва пришёл в себя в дивизионном медсанбате, как пришлось занимать круговую оборону: прорвались немецкие танки…
Однажды Свищёв был задействован в охране кортежа бронемашин, сопровождавших автомобиль наркома обороны СССР С. Тимошенко, который, будучи только что назначенным командующим Западным фронтом, производил личный осмотр расположения частей и соединений. В последних числах июля начались ожесточённые бои под Вязьмой. Атаки врага шли волна за волной, поток раненых с передовой не иссякал. Осколок разорвавшейся мины вонзился Свищёву в стопу ноги, но весь день он продолжал оказывать помощь раненым. Под вечер – ещё один близкий взрыв мины: контузия, осколки, вонзившиеся в плечо, предплечье, под лопатку. Санинструктор Иркаев, перевязав на месте раны, вытащил Свищёва из зоны огня. На этот раз раны оказались слишком серьёзными, чтобы позволить военфельдшеру Н. Свищёву вернуться в действующую армию на фронт. После излечения, по совету однополчанина, он приехал в Орск. С тех пор и проживает в нашем городе: работал в детской инфекционной больнице, райгоссанинспектором. Затем секретарем, а позже и председателем Ленинского райисполкома. Трудился и на партийном «фронте» – секретарём Ленинского райкома, а на целине – секретарём Домбаровского райкома. На протяжении 18 лет возглавлял университет марксизма-ленинизма при Орском горкоме партии. Систематически вёл военно-патриотическую работу с молодёжью, а в 1998 году награждён Почётным знаком Российского совета ветеранов. Сегодня на заслуженном отдыхе, живет с сыном и внуком.
ЛЕТОПИСЕЦ
Однажды, ещё в юности, посетила Николая Свищёва мысль составить своего рода летопись событий, коим он был свидетелем. Много позже, уже будучи директором орского университета марксизма-ленинизма, услышал он однажды, как завкафедрой обронил фразу: «Вот бы к 30-летию Победы выпустить книгу об орчанах-фронтовиках». Эту идею подхватил сразу: правильно, надо эту работу начинать. Составили письмо к бывшим фронтовикам в 300 экземплярах, разослали. Но слишком молоды, видимо, были тогда ветераны: «Кому это нужно?» Не удалось собрать для книги достаточного количества воспоминаний, пришлось дело отложить. Но задумка осталась. К её исполнению подключили журналистов местных газет. Писали, публиковали, по радио рассказывали. Так шли годы, материалы накапливались, и вот новая попытка выпустить книгу воспоминаний ветеранов к 55-й годовщине начала Великой Отечественной. Однако и на этот раз выяснилось, что явно недостаточно собранных очерков и свидетельств. Пришлось обратиться за помощью к советам ветеранов города. И пошли к ветеранам «корреспонденты» – о минувших боевых годах расспросить, о жизни и судьбе. Свыше 20 очерков успел составить Алексей Вдовенко (умер в 2001 году), немало данных собрали Михаил Пузиков, Александр Ивашкин и другие. Справочные материалы брали из энциклопедии, архивов, старых газет и у непосредственных свидетелей. Когда необходимое количество материалов было собрано, встал вопрос о структуре книги: в каком порядке и по каким разделам ее комплектовать, в какой очерёдности расположить очерки. Наконец на исходе 2002 года папка скомпонованных материалов была передана в ОАО «Орская типография», где минувшим летом и был выпущен в свет первый экземпляр книги «Защитники Отечества». Воплотилась в жизнь мечта ветерана-летописца, а на презентации книги председатель городского совета ветеранов сказал, что дело, начатое Николаем Свищёвым, следует продолжить. Жаль только, что самого автора-составителя при этом не было: не смог приехать по болезни…
Я держу в руках реликвию – записную книжку-дневник, начатый в канун великой войны. Удивительно, как удалось сохранить его в боях. Вот одна из записей: «Мотоциклиста немецкого подстрелили последнего. Документы, переписал данные. Вернулись, политрук: «Николай, это тебе не нужно. Если фриц увидит...» Несколько страниц вырвано: на них были записаны данные об убитом немецком мотоциклисте, и если бы Николай попал в плен вследствие тяжёлого ранения или контузии, то у него не было бы ни малейшего шанса остаться в живых. Настоящая, неофициальная правда тех жестоких лет. Но обошлось – в плен не попал и не остался лежать на передовой: Николай Яковлевич тепло вспоминает спасшего его Никулу Эркая, после войны ставшего известным мордовским писателем.
…С каждым годом всё меньше остаётся среди нас живых свидетелей Великой Отечественной войны, и совсем недалеко то время, когда о ней можно будет прочесть лишь в книгах – таких, как «Защитники Отечества». Но сегодня, к счастью, они ещё есть, и один из них – Николай Свищёв, ветеран и летописец, достойный защитник нашего Отечества.

Юрий САВЧУК.

Материалы по теме

Защитник отечества

«ОХ» сообщала о выходе в Орске книги «Защитники Отечества», в которой собраны воспоминания фронтовиков-орчан о боях Великой Отечественной войны. Исполнилась давняя мечта Николая Яковлевича Свищёва, ветерана войны и автора-составителя этой книги.ОТ РОДНОГО ПОРОГА Родился Николай Свищёв 27 марта 1918 года на Белгородщине, в селе Крутой...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.