Дорога жизни
- Люди нашего города
- 27-01-2004
Одним из самых активных членов клуба блокадников, действующего при управлении соцзащиты населения Советского района, является Алексей Кузьмич Васильев – воин, учитель, поэт… Это человек необыкновенно светлой души и ясного ума, сердце которого переполнено патриотическими чувствами. Несмотря на преклонный возраст, в нем горит юношеский огонь, высекая замечательные поэтические строки.Васильев – боец Ленинградского фронта. Будучи радистом артполка и регулировщиком, обслуживал известную Дорогу жизни, проходившую по Ладожскому озеру. А завершил боевой путь в Чехословакии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За боевые заслуги».
Так что о его судьбе можно было бы рассказать много интересного. Но мы решили не касаться фронтовой биографии Васильева, а попросили его дать оценку тех важнейших исторических событий, которые в летописи войны и жизни нашей страны занимают особое место. Вот что он рассказал.
– Героическая оборона Ленинграда – один из самых ярких примеров массового героизма армии и советского народа. История войн не знает подобного противоборства, такой стойкости и мужества защитников города. 900 дней и ночей шли ожесточенные бои. На Ленинград было сброшено более 100 тысяч зажигательных и фугасных бомб, выпущено свыше 150 тысяч снарядов.
В сентябре 1941 года, после захвата немецкими войсками Шлиссельбурга, на Ладожском озере замкнулось кольцо блокады. Затянув эту петлю, гитлеровские стратеги готовили населению страшную участь. «Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города», – цинично утверждали фашисты.
Трёхмиллионный Ленинград оказался в катастрофическом положении с продовольствием. Бадаевские склады были подожжены бом-бардировщиками, большая часть продуктов уничтожена огнём. Все пути подвоза по суше и водные пути в Финском заливе оказались перерезанными. Прорваться в город можно было только самолётом или водным путём по Ладожскому озеру. С каждой неделей сокращался продовольственный паёк. Рабочие получали 250 граммов хлеба, служащие и иждивенцы – 125. Другие продукты почти не выделялись.
В связи с блокадной ситуацией на Ладожском озере стали спешно строить причалы, вести работы по углублению дна, строительству подъездных путей, прокладке кабеля и трубопровода для перекачки нефтепродуктов.
Уже в сентябре 1941 года на западный берег Ладоги были доставлены первые продовольственные грузы. Фашистские стервятники кружились над Ладогой, бомбили корабли на пристани, составы с грузами.
Необычайное мужество проявили моряки с Ладоги. Днём и ночью, несмотря на бомбёжки, штормовую погоду, по водной трассе доставлялось все самое необходимое. В навигацию 1941 года в Ленинград было переправлено около 60 тысяч тонн грузов, эвакуировано 40 тысяч ленинградцев.
Как только морозы сковали Ладогу, была организована доставка грузов по льду. Сначала тронулись санные обозы. А когда лёд окреп, пошли автомашины, появилась возможность немного увеличить продовольственный паёк. Поток машин, доставлявших продовольствие, нарастал. За первую блокадную зиму по ледовой дороге были перевезены тысячи тонн различных грузов, эвакуировано более 500 тысяч ленинградцев. По кабелю, проложенному по дну озера, в Ленинград подавалась электроэнергия Волховской станции.
По всей ледовой трассе стояли белые палатки, в которых жили зенитчики, и мы – регулировщики и медики.
Доставку грузов зимой обеспечивали водители более 4000 автомашин. Днём и ночью с затемнёнными фарами шёл непрерывный поток транспорта с грузами, необходимыми городу и героическим защитникам. Лёд разрушался под колёсами гружёных машин и в результате бомбёжки трассы. Только своевременный отвод транспортного потока от опасной зоны предотвращал гибель водителей вместе с машинами. Хотя трагические случаи, конечно, бывали. Весной, когда лёд становился хрупким, водители вели машины, открыв дверцу кабины, чтобы выпрыгнуть, если автомобиль провалится в ледяную купель. Трасса часто обстреливалась, на неё сбрасывались бомбы и мины, на которых подрывались машины и регулировщики.
И всё-таки фашистам не удалось прервать поток помощи всех народов великой страны осаждённому Ленинграду.
В «Ленинградской поэме» у Ольги Берггольц есть очень верные строки:
«Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги».
Да, Дорога жизни помогла устоять Ленинграду, помогла накопить силы для прорыва блокады, а затем и разгрома оккупантов под стенами героического города.
Свою солдатскую дорогу жизни и биографию людей военного поколения Алексей Кузьмич отразил в прекрасном стихотворении "Судьба", написанном не так давно.
А какова же послевоенная дорога жизни ветерана? После войны он вернулся к любимой профессии. Работал учителем физики в школе № 49, директором вечерней школы № 1, преподавал в политехническом институте. Он и сегодня встречается с молодежью, участвует в общественной жизни города. Вот только очень жаль, что есть среди нас люди, которые не чтят заслуг старшего поколения. Рядом с Васильевым живет известный в городе человек, чей поступок привел Алексея Кузьмича к инфаркту. Сосед самовольно отрезал водяную и отопительную трассу, ведущую в полуразвалившийся двухкомнатный домик ветерана. И вот уже третий год они с супругой без воды и тепла. Дело дошло до суда, который обязал бесчеловечного соседа восстановить трассу. Но тот и не думает выполнять судебное решение.
И, тем не менее, ветеран радуется каждому дню своей жизни, наполненному любовью к людям. Вот на днях Президент страны прислал ему поздравительное письмо в связи с 60-летием снятия блокады Ленинграда. Поздравим и мы этого достойного человека, перед которым следует преклонить колени, ведь каждый из нас перед ним в неоплатном долгу.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024