РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Мина замедленного действия подстерегает завод «ОРОПАЛ»

Налоговики активно выясняют отношения с должниками, трясут их карманы, начиная от самого большого и кончая потайным, чтобы выяснить, не завалялась ли где какая копеечка. Такая у них работа. Как говорится, кесарю кесарево... Вовремя перечисленные в бюджет деньги обеспечивают существование пенсионеров, инвалидов, учителей, врачей. Кроме того, это означает и выдачу различных пособий. А еще - функционирование городского хозяйства. А то ведь перемерзнем зимой с холодными батареями или умрем от жажды в июльскую жару.В СПИСКАХ ДОЛЖНИКОВ
Поэтому принцип «отдай то, что положено, и не греши» свят и непоколебим. Нарушители его должны нести самую строгую ответственность. Однако это одна сторона действительности. Список виновников нашей нестабильности настолько велик, что возникает мысль: так не бывает. Или, по крайней мере, не должно быть. Явно ненормальному явлению требуется объяснение. Вероятно, причины кроются в нездоровой экономике, не до конца продуманных законах и правилах. Другого ответа не находится.
Акционерное общество «ОРОПАЛ» тоже в том печальном перечне. В любую минуту его могут объявить банкротом. Правда, завод в Орске громко не поминают худым словом, как, скажем, тот же ОРМЕТО-ЮУМЗ или «Ормез». Не те масштабы долга, да и стоит он на окраине. Хотя и здесь работают люди, которые кормят свои семьи, воспитывают и растят детей. К тому же недавно в местных средствах массовой информации появились объявления. Только не о ликвидации предприятия, а наоборот. Они начинаются со слова «Требуются...». И действительно. Я оказался свидетелем разговора соискателя вакансии с директором. Как потом выяснилось, подобную процедуру проходит каждый.
Г. Данькин, внимательно изучив трудовую книжку, взглянул на ее владельца:
- Анатолий Иванович, с водочкой у вас какие отношения? Принять-то мы примем, а будет ли толк? Не подведете завод?
Все три вопроса носили актуальный характер. За последние несколько лет через завод прошло около тысячи человек. В прошлом году сюда приняты 200 специалистов, ровно столько же уволено. Учитывая, что штатная численность не превышает цифру 80, текучесть выглядит сверхвысокой. Два месяца, март-апрель, производство вообще стояло. Обстоятельства имели губительный, точнее, даже трагичный характер.
Бухгалтерия, положив заявления на стол руководителя, ушла в полном составе. Впору ставить на «ОРОПАЛе» крест. Правда, Геннадий Иванович не из тех, которые подчиняются воле эмоций. То ли характер такой, то ли закалка.
- «Энергосбыт» за перебор лимита предъявил штраф в десятикратном размере. Свободных оборотных средств на счету не было. 500 тысяч рублей на дороге не валяются, - поясняет он. - Пришлось искать у кого одолжить. Вопрос в другом. Монополисты ставят дело умеючи и всякий раз дают понять кто есть кто. Сегодня идет процесс согласования договора на 2004 год. С их стороны условия выставляются прежние. То есть потребитель заранее обвиняется в том, чего он еще не совершил. И почему речь идет именно о десятикратных санкциях, а не о двух- или трехкратных? У нас целый ряд субабонентов, с которых тоже надо спрашивать. Крайними оказываемся мы.
Доходит до абсурда. Завод получил выгодный разовый заказ, сработал лучше и, в конечном итоге, вынужден страдать от произвола энергетиков. Кстати, Госдума приняла решение о запрещении авансирования монополистов. Дело за Президентом. Когда он подпишет документ, неизвестно. Но пока ничего не остается, как все средства направлять в первую очередь на энергоносители в ущерб другим, более важным интересам.
БЕДА одна не ходит
Несмотря на два месяца простоя, зарплату полагается начислять. Хотя бы из расчета двух третей от ставок и тарифов. Затем, как водится, накручивается налог. Получилось 180 тыс. рублей. В то время как продукции выпущено на 133 тысячи. К слову, 38 процентов единого социального налога - явно непомерная нагрузка для любого предприятия. Не выплатишь, растет пеня, она выше, чем сама задолженность.
Ситуацию осложнил налог на имущество, не введенное в эксплуатацию. В основу принимается его стоимость. Речь идет об итальянской автоматической сварочной линии. Покупка и монтаж осуществлялись на государственные средства. После начала перестройки финансирование прекратилось. Факт наличия оборудования, пусть и не действующего, для завода вылился в кругленькую сумму - один миллион рублей. К счастью, от него директору все же удалось отбиться. Понадобилось вмешательство Законодательного собрания области. Меду тем 2 миллиона на шее у «ОРОПАЛа» по-прежнему висят, тянут к земле, не позволяя разогнуться. Главная причина всех неурядиц заключается в простой арифметике: проектная мощность предприятия составляет 13 тыс. тонн продукции в год, фактическая - 30 тонн. Отсюда и уровень зарплаты, и ее задержки, и все остальное, о чем уже упоминалось.
Со стороны создавшееся положение кажется безнадежным и запущенным. Особенно если смотреть на завод снаружи и не пересекать проходную. Стоит зайти в производственный корпус, впечатление меняется: сверкают огни электросварки, гремят механизмы, гудят станки. Жизнь продолжается. Более того, набирает обороты. Цифры, говорят, вещь упрямая. К ним и обратимся. На 1 января 2003 г. задолженность по зарплате была 683 тыс. рублей, сейчас - 370 тысяч. Убытки составляли 4700 тыс. рублей, теперь снижены в два раза. В прошлом году зарплата выросла на 25 процентов, с июня выплачивается регулярно. За январь ее начали выдавать вчера. Это еще не все. В текущем году Данькин планирует увеличить объемы в 3,5 раза. Фантазии? Стремление выдать желаемое за действительное? Стоит разобраться, ведь разговор касается судеб многих людей. Тех, кто идет в отдел кадров сейчас, поверил в директора в трудную минуту и остался рядом.
Для начала необходимо сказать несколько слов о личности Геннадия Ивановича. Он из тех, кого называли «красным директором». В Орске к ним можно причислить только его и, пожалуй, А. Соболева с завода электромонтажных изделий. Данькин возглавляет предприятие 19 лет, прошел советский период, перестройку, реформы экономики, постигает основы рыночного механизма, пока еще далекого от цивилизованных форм. Испытания не сломили. Поэтому «ОРОПАЛ» стоит на своем месте до сих пор. Хотя могло быть и по-другому. При плановом хозяйствовании предполагались масштабность и незыблемость. Возводились промышленные объекты, к ним прокладывались общие магистрали. В 1998 г. комбинату «Домостроитель» перекрыли задвижку от ТЭЦ-1. Коммуникациям пришел конец: полопались от мороза. «ОРОПАЛ» располагается за комбинатом, его ждала та же участь. Тепло сюда не поступает уже 5 лет. Тянуть отдельную линию не по силам. Выход напрашивается один - строить и запускать собственную котельную. Оказалось, достаточно нескольких бытовых котлов. Для цехов купили инфракрасные излучатели - по последнему слову техники.
- В новом году «Энергонадзор» включать их запретил, запросив множество бумаг, - сетует Данькин. - Монополист создал специальную службу по экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов. Мы и без того каждый рубль считаем. Зачем нам контролеры? Так что в цехах холодно. Это заставило поднять на 10 процентов тарифные ставки. Надеюсь, в ближайшие дни проблема будет все-таки снята.
ПРОДАТЬ НЕСЛОЖНО
К заводу подходит и отдельная линия электропередач, иначе все оборудование осталось бы без напряжения. Уместно отметить, и на ЛЭП, и на газовую ветку израсходованы немалые деньги. Остается надеяться, что затраты окупятся. Финансовый потенциал ныне - основное условие для выхода из кризиса. В 2003 г. удалось получить инвестиционный кредит от областной администрации, который пошел на погашение долгов, пополнение оборотных средств. Хватило и на сварочное оборудование, и на современную покрасочную линию с применением новой порошковой технологии. В городе второй такой нет, разве что на ЭМИ, может быть.
Несмотря на все препоны, расширяется ассортимент производства. В монолитном строительстве есть множество вариантов. Используемый сейчас - туннельный - предназначен для возведения жилья и напоминает пчелиные соты. Наиболее прогрессивный - американский. Сначала появляется общая площадь, перегородки ставят потом. В зависимости от того, сколько требуется комнат. Уменьшилась семья - можно снова менять планировку. Как умудряется Данькин ориентироваться в мировых достижениях стройиндустрии, достойно удивления. Очевидно другое: изделия с орской маркой пользуются заслуженным авторитетом. Во-первых, из-за качества исполнения, второй аргумент - срок применения. Сейчас комплект опалубки выдерживает от 400 циклов. Из Москвы на днях позвонили: 600 раз использовали! Это около 30 шестнадцатиэтажных домов. С декабря конвейер завода выдает опалубку с фанерным покрытием. Еще дольше служит.
Как ни странно, продукция «ОРОПАЛа» и в нашем городе, и в Оренбурге остается невостребованной. Хотя география поставок говорит сама за себя: Москва, Калининград, Тверь. Пришли запросы из Курска и Воронежа. Курская атомная электростанция улучшает жилищные условия своим труженикам. В столице полным ходом идет снос «хрущоб», включая и девятиэтажки. Люди живут планами, перспективами. Сегодня самый выгодный бизнес не в торговле и даже не производстве тех или иных товаров повышенного спроса, а в строительстве. Себестоимость одного квадратного метра жилья - 300-400 долларов. Реализуется за 700-1000. Прибыль баснословная. Инвесторы, имея двойной-тройной запас надежности, знают куда вложить свои средства. В 2002 г. в стране сданы 33,7 млн. квадратных метров жилья. К 2010 г. это количество увеличится до 88, почти в три раза. В 1985 г. Орск получил 140 тысяч квадратных метров. Сейчас столько жилплощади строится во всей области.
Тяжелые времена имеют способность рано или поздно заканчиваться. В Орске формируется программа «Ветхое жилье». Еще немного, еще чуть-чуть, и завод получит загрузку, какой не видел уже давно. Потому как ставить практически больше не на кого, большинство предприятий отрасли исчезло с карты города. Подобного рода обстоятельства, судя по всему, понял лишь Данькин. Чтобы сохранить завод, ему приходилось задерживать перечисление налогов, выдачу зарплаты, жертвовать социальными благами тружеников. О дивидендах речи вообще не шло. Из 180 акционеров на предприятии остались лишь 8. Уволившиеся, приходя на собрания, требуют снять директора. Снять несложно, продать свои акции - тоже, получив несколько сотен или тысяч рублей. На них не разбогатеешь. А потом что? Новый собственник и не подумает считаться с коллективом, городом. Таких примеров хоть пруд пруди. Но ни один из проданных заводов пока не процветает. В случае чего его можно, в конце концов, превратить в металлолом, вернуть деньги. Что касается «ОРОПАЛа», охотников на него уже сегодня предостаточно. Объект привлекательный: собственная ЛЭП, автономная котельная, газовая магистраль, компактность сооружений.
ОДИН В ПОЛЕ ВОИН
Вот почему Геннадий Иванович со своими единомышленниками, которых, если честно, осталось немного, старается делать все возможное. А порой и невозможное. Судите сами. Им отключили электричество, а они ломали головы, как оснастить конструкторов современной техникой. Денег и так хронически не хватает, но компьютеры и плоттер для размножения чертежей появились на столах. Состав отдела сократился в три раза. Молодые специалисты еще хромают на обе ноги, зато полны решимости оправдать ожидания. Учатся на ходу. У директора, естественно, - он все знает. Даже за снабженца успевает работать. В техотделе штат тоже «похудел» в два раза. Оставшимся повысили зарплату. Чем не стимул для полной отдачи? С организаторами производства пока напряженка. Мастера, начальники участков достигли пенсионного возраста, замены нет.
В связи с запланированным ростом объемов выпуска продукции стали нужны токари, фрезеровщики, слесари, резчики металла. Сварщиков решено подготовить вместе с лицеем N 31, предоставив ему учебную базу на заводе. Ребятам поручается изготовление некоторых деталей. Оплата гарантируется. Дальнейшие отношения после сдачи выпускных экзаменов будут регламентироваться договором.
С приемом пополнения возникла дополнительная проблема. Специалисты живут в поселках мясокомбината, ОЗТП, Степном, то есть на противоположном конце города. Придется думать об их доставке на работу и обратно. Приобретен второй автобус. Первый уже много лет возит тружеников из северного микрорайона. Конечно, расходы. Следовательно, стоит задача тотальной экономии.
- Мы еще не пришли к окончательному выводу относительно итальянской линии. На запуск необходимы 15 миллионов рублей, - размышляет Данькин. - Вводить ее в эксплуатацию можно поэтапно, обновляя устаревшую электронику. Не исключен иной вариант - демонтировать, ведь за 10 лет технология ушла вперед. На складе лежит покрасочная линия. Слишком энергоемкая, поэтому мы купили другую.
Снизить затраты - цель номер один. Прежняя компрессорная станция состояла из четырех мощных агрегатов. Отказались и от нее. Взамен установили в цехах другие, намного слабее, зато ближе к рабочему месту. Отпала нужда постоянно держать в громоздкой системе высокое давление. Оснащена компрессором и покрасочная камера, действует по мере необходимости. То же коснулось трансформаторов, загруженных всего лишь процентов на 10. Несмотря на холостой ход, счетчик на месте не стоит, мотает киловатт за киловаттом. Вчера в схему включены маломощные трансформаторы.
Помочь бы заводу немного. Не плечо подставить, а хотя бы под локоть поддержать. Если бы местные власти временно снизили плату за аренду земли, труженики сказали ей большое спасибо. За участие, понимание. Потому как, если завод будет не в силах платить сегодня непомерные налоги, бюджет не получит денег и завтра. Какой смысл снимать с коня шкуру, которой у него уже нет! Кстати, с 1999 г. город должен заплатить «ОРОПАЛу» за оборудование, изготовленное для очистных сооружений. Взаимозачет решительно отвергается: сначала погасите долги.
- Позиция администрации Орска озадачивает, - признается Геннадий Иванович. - В ее структуре имеются управление экономики, заместитель мэра. Отдачи не видно. Должны же быть приоритеты. В 80-х годах осуществлялся переход на монолитное строительство. Я пришел в горисполком с предложением: в счет налогов отдаю комплект опалубки. Хотелось построить дом улучшенной планировки, с гаражами внизу. За проект заплатил 2 миллиона рублей. Оставалось сделать привязку объекта. Туда включили стоимость подводки канализации, воды, электроэнергии. В результате расходы увеличились в четыре раза. Документация лежит и поныне. Мне тогда сказали: у нас, дескать, шесть железобетонных предприятий, а ты собираешься все взять на себя. Где они теперь?
Суровый характер и у федеральной власти. Налоговые службы в любой момент вправе обратиться в Арбитражный суд. Тот примется за так называемое оздоровление завода, назначит конкурсного управляющего. Так случилось на биофабрике, кирпичном заводе, многострадальном «Домостроителе». Что с ними стало? Зная это, Данькин обратился к налоговикам: «Давайте подпишем договор о реструктуризации долгов». Ему ответили: «Без разрешения министерства не можем». Так и живет нынче «ОРОПАЛ» с надеждой и долгами, которые, в сущности, схожи с миной замедленного действия. Пронесет ли?

Материалы по теме

Мина замедленного действия подстерегает завод «ОРОПАЛ»

Налоговики активно выясняют отношения с должниками, трясут их карманы, начиная от самого большого и кончая потайным, чтобы выяснить, не завалялась ли где какая копеечка. Такая у них работа. Как говорится, кесарю кесарево... Вовремя перечисленные в бюджет деньги обеспечивают существование пенсионеров, инвалидов, учителей, врачей. Кроме того, это означает и выдачу различных...

Любви все возрасты покорны

За январь сотрудники службы «телефон доверия» приняли 916 звонков. 398 раз обращались мужчины и 413 - женщины. Доверяют свои тревоги люди разных возрастных категорий.Семь раз обращались за помощью дети до семи лет. Они переживали по поводу конфликта с мамой или другом. Сто четырнадцать человек до восемнадцати лет позвонили в службу...

Акция дома обуви «Руслан» продлится до 15 февраля

Как уже сообщалось, 1 февраля в Доме обуви «Руслан» (ул. Декабристов, 22) стартовала беспрецедентная акция-распродажа «Достойную обувь по доступным ценам», в рамках которой цены на всю зимнюю обувь в «Руслане» снижены до 60 процентов! Тем, кто еще не успел воспользоваться этим шансом, надо поторопиться, т. к. акция продлится лишь до...

«Скоро весь мир заговорит о нашей компании»

«Владимир Довгань» - это один из немногих отечественных брендов, который вызывает у россиян доверие. Все хорошо помнят качественные продукты питания с изображением бизнесмена на голограмме. Потом Владимир Викторович на несколько лет пропал с экранов, но, оказывается, для того, чтобы подарить миру нечто большее, чем просто провиант!В марте исполняется четыре года...

За паводок отвечает Васькин

Для предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения паводка администрация города совместно со всеми заинтересованными ведомствами проводит комплекс подготовительных противопаводковых мероприятий.Распоряжением мэра Ю. Черноусова создана городская комиссия по пропуску весеннего паводка, председателем которой является заместитель мэра по коммунальному хозяйству В. Васькин. Аналогичные комиссии будут работать во всех районах Орска. Глава...

Праздник запомнится надолго

Подготовка и празднование Нового года – мероприятие, требующее от районных администраций больших организаторских усилий. Без помощи предприятий, учреждений эту ношу не осилить. Теперь, когда все осталось позади, можно подвести итоги и отметить тех, кто помог сделать праздник красочным и интересным.- Несколько лет остро стоял вопрос о том, что в районе...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.