Женщина-огонь
- Люди нашего города
- 14-02-2004
Теперь я знаю: есть женщины, встретив которых однажды, начинаешь по-новому оценивать свою жизнь. На днях познакомилась с тремя женщинами, каждая из которых – образец в своей стихии.
- Она горит на работе, - говорят об одной.
- Я слышал, ей предлагали переплыть Берингов пролив, - о другой.
- Чем взрослее мы становимся, тем больше сближаемся с мамой, - о третьей.«ЧТОБЫ ДВЕРИ НЕ ЗАКРЫВАЛИСЬ»
Сначала о враче Никулиной.
Я поднимаюсь к ней на второй этаж железнодорожной больницы через черный ход. Помещения, сквозь которые надо пройти, завалены стройматериалами. Осторожно переступая через свертки, попадаю в терапевтическое отделение, и сразу же взгляд падает на кровать, стоящую передо мной, прямо в коридоре. На ней, тихонько постанывая, переворачивается с одного бока на другой светловолосая женщина. Таких кроватей – еще несколько вдоль крашеных стен. Быть может, больничный дом потому и кажется всегда мрачным, потому как знаешь, что на трех-четырех этажах его живут больные люди в халатах и тапочках. Долго живут. А иногда и умирают.
Каждый день врач Никулина проходит в кабинет УЗИ через весь коридор. Взгляды, которыми провожают ее больные, привычны – она работает здесь не день, не год, - но каждому говорит доброе слово и ускоряет шаг. Она вообще нетерпелива.
В тот день, когда мы встретились, Никулина должна была уезжать на конференцию кардиологов в Челябинск. До отправления поезда оставалось чуть более трех часов, а она, пробегая по палатам, приглашала пациентов к себе в кабинет одного за другим, заодно давая необходимые указания медсестрам.
- Не попадаете в вену? Попробуйте вот так…
- Марь Иванна, как чувствуете себя? Дочка пусть заглянет через пару минут.
- Вас в пятницу выписывают? Заходите следующим.
Никулина гасит свет в кабинете ультразвука, настраивает аппарат и углубляется в изучение чьего-то сердца. Меняется изображение на экране, слышится движение крови в желудочках, медсестра с трудом успевает записывать параметры…
- Очень увлекается новым, - характеризует ее коллега, заведующий хирургическим отделением В. Любарский.
Дома у нее вся комната уставлена книжными стеллажами, из каждой поездки привозит еще с десяток томов и брошюрок: специализированной литературы Никулина читает столько, сколько читает мало какая женщина - ведь обычная женщина, как известно, не может служить только науке. Хотя слова Вильгельма II, утверждавшего, что жизнь женщины покоится на «трех К» - Kinder, Kuche, Kirche (дети, кухня, церковь), - давно устарели, как и того, кто сказал Софье Ковалевской: «Дело женщины – дарить миру математиков, а не становиться ими».
Никулина первая из терапевтов города освоила спирографический метод исследования и эхокардиографию. Ориентируется в вопросах клиники, диагностики и лечения смежных дисциплин – эндокринологии, гематологии, инфекционных заболеваний, онкологии, фтизиатрии. Является членом Всероссийского общества специалистов по сердечной недостаточности, регулярно принимает участие в заседаниях городского терапевтического общества. Награждена значком «Отличник здравоохранения», знаком «Почетному железнодорожнику», в 1992 году Указом Президента ей было присвоено почетное звание «Заслуженный врач РФ».
- Да, Никулиной доверяют свое здоровье первые лица нашего города, но чин пациента ни о чем не говорит, - считает главврач больницы В. Шерудило. – Показатель работы врача – неуспевающие закрываться двери, за которыми ждут очереди простые горожане.
На одной из страниц толстого альбома, который я отыскала в кабинете Никулиной и который рассказывает о жизни больницы, ярким фломастером выведены ровные строчки. Это признание, которое больной В. Зильберман посвятил заведующей терапевтическим отделением:
Врач-терапевт, присвоенное званье.
Промчалась юность, практика, и вот
Почет Вы заслужили по призванью,
И каждый с удовольствием Вас ждет.
Внимание, забота и сердечность
Для Вас неразделимы, как мечта,
А скромность, доброта и человечность,
И внутреннее чудо – красота –
Вас возвышают, гонят прочь сомненья,
Больным приятен голос Ваш и взгляд.
Ведь факт, что места мало в отделении!
Удач Вам, счастья и пустых палат!
САМАЯ ЗДОРОВАЯ МИСС
Потом я познакомилась с Натальей Васильевной. В семейном альбоме за последние годы добрая половина фотографий напоминает ей о каком-нибудь заплыве - Наталья Васильевна всерьез занимается моржеванием.
Когда заболевали дети, она не торопилась пичкать их таблетками: сначала пробовала средства народной медицины: травяные настои, мед с редькой, обливание. Но хворали в ее семье редко: Наталья Васильевна ратовала за здоровый образ жизни.
В начале 90-х годов она увлеклась методикой Иванова: начала с контрастного душа, потом рискнула пробежаться босиком по снегу. Самостоятельно изучая технику закаливания, она разыскивала в Орске единомышленников и однажды оказалась на базе «моржей», руководимых Бартишем. Со временем она привела в клуб мужа, нескольких коллег, а соседку убедила обливаться каждый день во дворе. Только дети не смогли составить ей компанию: больно уж холодно под ледяной водой!
Несколько раз супружеская пара принимала участие в общероссийских заплывах, на фестивале плавания на открытой воде в Москве Наталье Васильевне присудили титул «Мисс здоровье». Пару лет назад ее приглашали на международные соревнования на Байкале, но пришлось отказаться: каждая поездка влетает в копеечку. Зато в родном городе она неизменно принимает участие в открытии сезонов закаливания, крещенских заплывах, ее торопливая речь слышится на Урале каждые выходные.
МАМА
- Мои доченьки, - говорит она, и в лице ее такая теплота, и нежность, и тревожная чувствительность, что нужно быть Рафаэлем или Львом Толстым, чтобы передать их.
В то время, когда Наташа рожала своих девочек, не было такой настороженности к многодетным, такая семья была нормой. Советские люди растили не то что по трое, а по пять-десять детей. И многодетность вовсе не считалась уделом неграмотных женщин. Ведь, как известно, в семье директора тобольской гимназии было 17 детей, причем семнадцатый стал Менделеевым, в семье московского чиновника тринадцатым родился знаменитый Пирогов, у Льва Толстого тоже было 13 детей. А теперь на первое место мы ставим что угодно, а потом уж наших ребят, и иногда даже гордимся этим.
За все время материнства Наташа ни на один день дольше положенного не оставляла своей работы. В воспитании детей помогал муж: он и уроки проверит, и в кино сводит, и спать уложит. А когда девочки угомонятся, поможет жене по дому, а нередко и в работе – Наташа работала с техникой и совет мужа, отлично разбирающегося в электронике, ценила на вес золота.
…Детство Наташи прошло на Елшанке. Окончив школу с золотой медалью, она поступила в Оренбургский мединститут, учебу в котором тоже завершила блестяще. Учась на 4-м курсе, на свадьбе друзей познакомилась с будущим мужем. В свою крепкую семью она перенесла все традиции, заложенные еще ее родителями.
- У бабушки было пятеро детей, - рассказывает дочь Наташи Оля, - и они до сих пор поддерживают тесную связь, хотя разъехались по разным городам. Теперь несколько раз в год, как только соберутся в небольшом домике на Елшанке, выносят столы во двор и заводят украинские песни.
В своем доме Наташа установила идеальный порядок. Рано вставали, рано ложились. Но днем, когда кровати убраны, в комнатах, начисто освобожденных от лишних вещей, можно делать все что вздумается. Точно так же, как и дружить детям можно было с кем хочешь.
Возможно, если б мы встретились лет 15 назад, я не могла бы сказать: «И глаза ее горят неизъяснимой радостью материнства». Но в том-то и дело, что ее материнское чувство всегда было лишено нервного порыва, экзальтации, оно не было всплеском, а тихо грело где-то глубоко.
Вот они, эти женщины, о которых я хотела рассказать. Одержимость делом. Активный спорт. Воплощенное материнство. Но теперь должна признаться, что самое главное заключается в том, что все эти три лица принадлежат одной женщине. А как иначе рассказать о человеке, который один воплощает в себе таких разных нас? Наталья Васильевна Никулина – один из лучших кардиологов города, ярый борец за здоровый образ жизни, мать трех дочерей. И сегодня ей исполняется 55 лет.
Тонкий знаток душ, очеркист Инна Руденко 20 лет назад писала так: «Не кажется ли вам, товарищи женщины, что наше равноправие дошло до точки? Веками борясь за право быть наравне с ними, мужчинами, мы, это право завоевав, стали подражать им, сами того не понимая, что это тоже своего рода рабство. Разве в этом удел, предназначение женщины – быть как они, мужчины? Если женщина – личность, она не может вместить себя всю в прокрустово ложе семьи или быть лишь усладой мужчины. Это мы усвоили. Но вот то, что, чем более женщина утверждает себя как личность, тем сильнее в ней должно проявляться только ей присущее женское «я», нами часто как-то не ощущается».
Наталья Васильевна везде - в больничной палате, на международной конференции, на краю проруби с черной водой - прежде всего женщина. И годы тут ни при чем. Ведь можно и в 25 лет быть мумией, а в 55 – огнем.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024