Заветы святого Пафнутия
- Новости
- 19-04-2025







Как-то проходя по Невскому проспекту, увидел группу туристов, которым рассказывали историю здания церкви. Остановился неподалеку и прислушался. Меня удивил гид – это была монахиня. Когда речь зашла о святом с редким именем Пафнутий, она посоветовала посетить основанный им монастырь. Затем туристы пошли дальше, и я отправился по своим делам.
Прошло время, эпизод напрочь забылся. Но вот судьба занесла меня в Калужскую область, в древний русский город Боровск. На одной из улиц стоял указатель, гласивший: «Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь». И тут-то я вспомнил монахиню-экскурсовода и решил, что обязательно посещу обитель и узнаю, кто этот загадочный Пафнутий.
Древний Боровск
Старинный русский городок Боровск стоит на реке Протве, притоке Оки. Основан в 1358 году, из-за своего расположения стал пограничьем Руси, пережившим набеги многих врагов. Местный монастырь с его толстенными стенами и специально сделанными в проемах ворот скосами, чтобы нельзя было взять их штурмом, несколько веков выполнял одновременно роль и духовного центра, и крепости. Монастырская братия была не только молитвенной, но и военной защитой поселения.
В Боровске поражает старинная застройка. Как уточнили в местном музее, почти нигде в России не сохранилось столько домов XVI – XIX веков, в которых и сегодня живут люди. В городе около 15 тысяч жителей. Отсюда из Москвы примерно полтора часа на автобусе. А приехав, будто попадаешь в прошлое. Даже Орск не выглядит таким уж провинциальным городом по сравнению с Боровском. Через него тянется не очень широкая дорога, вдоль которой вперемежку стоят то старые деревянные дома, то высокие сосны и березы, то церкви. И как люди зимой или в осенне-весеннюю распутицу добираются до магазинов? По пути заметил только пару автобусных остановок. Полное впечатление, что время здесь застыло.
Шуточная версия
Происхождение названия города неоднозначное. Когда я спросил об этом местного экскурсовода, он ответил вопросом на вопрос: «А вам какую версию – простую или смешную?». Согласился на все. Первая версия очевидная: вокруг поселения – густой сосновый бор, это отразилось в названии. Согласно второй версии, Боровск получил имя от местного названия холмов – «боровцы». Местность здесь, действительно, холмистая.
Больше всего мне понравилась шуточная версия. Как-то раз Александр Сергеевич Пушкин приехал к своему товарищу в усадьбу Белкина (вспомните его «Повести Белкина»). В то время там собиралась вся местная богема, как сказали бы сегодня, на тусовку. Побывав в гостях, Пушкин поехал в одну из усадеб Натальи Гончаровой, по дороге посетив Боровск. Удивило поэта то, что горожане держали много свиней, которые купались в грязи прямо посреди улиц так, что карете или повозке трудно было проехать, не задев животных. Это так впечатлило Пушкина, что позже в переписке с товарищем он в одном из посланий поинтересовался: «Друг мой Каверин любезный, как там поживает твой свинячий городок?». Так с легкой руки Александра Сергеевича появилась шуточная версия, мол, свиньи-боровы и дали название городу.
Монастырь на берегу Протвы
В Боровске главная достопримечательность – основанный в 1444 году монастырь. Задолго до его постройки во время татаро-монгольского нашествия часть татар женилась на местных девушках. Одним из потомков такого брака и был основатель монастыря Пафнутий, чей дед Мартин принял православие. Пафнутий родился в 1358 году в селе Кудиново. В восемнадцать он удалился от мира, принял монашеский постриг и более двух десятилетий находился в Покровском монастыре. Его наставником в духовной обители был Никита Серпуховской, ученик Сергия Радонежского. В своих молитвах святой просил указать ему дальнейший путь в духовных исканиях. И по молитвам на берегу реки Протвы он нашел место для основания монастыря. В начале пути рядом со святым Пафнутием был только один ученик, но вскоре вокруг собралась большая община, которая и занялась строительством монастыря. Начали с деревянной церкви во имя Божией Матери.
Сегодня монастырь уютный и вполне современный, хотя и не очень большой. Там постоянно живут монахи, несущие молитвенный подвиг о нашей стране, есть собственная типография, пекарня, сыроварня, ферма. На территории обители проводятся экскурсии с подъемом на колокольню. На стенах некоторых храмов все еще можно увидеть очертания древних фресок, но большая их часть осыпалась. Удалось спасти фрагменты, перенеся их в другое помещение.
Архитектурный ансамбль монастыря состоит из нескольких зданий. Центральное место занимает каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте первой деревянной церкви. Поражает красотой иконостас. От него словно веет стариной, а когда через храмовые окна лучи солнца падают на закоптившиеся от времени иконы, создается иллюзия, что ты один в этом мире. Внутри храма тихо. Здесь находится рака с мощами святого Пафнутия, к которой приходят с просьбами и молитвами паломники.
Есть легенда, что из монастыря его основатель велел прорыть два подземных хода на случай, если враги ворвутся в обитель. По одной из версий, они ведут в Москву и Калугу. Достоверно известно лишь то, что один из тоннелей шел на другой берег Протвы, но вход в него был замурован из-за того, что грунтовые воды подходили к фундаментам зданий. В ходе реконструкции эту проблему удалось решить, фундаменты укрепили, а входы в подземелья окончательно замуровали.
Что еще посмотреть
После посещения монастыря можно подумать о мирском, посетить местный музей. Он очень маленький, всего две комнаты, но экспонаты там уникальные. Боровск исторически стал местом, где жили старообрядцы. Церковный раскол XVII века отразился напрямую на облике города. Здесь отбывал ссылку мятежный Никон, к которому приезжала для духовного окормления боярыня Морозова, известная нам по одноименной картине Василия Сурикова. В музее рассказали, что никто точно не знает, как выглядели знаменитые участники этой истории. Показали несколько картин, на которых разные художники изобразили Никона и Морозову каждый по-своему.
Есть здесь бытовая экспозиция, в которой представлены костюмы и мебель, предметы быта старообрядцев Боровска, фотографии начала XX века, на которых запечатлены купеческие старообрядческие семьи. Меня заинтересовали музыкальные инструменты – пианино и два рояля, подаренные музею местными потомками старообрядцев. Также удивительно было видеть калоши на каблуках – в них местные модницы ходили до середины прошлого столетия.
Если располагаете временем, можно посетить крупнейший в нашей стране этнографический парк «Этномир» или музей Циолковского.
Покидая Боровск, я отдал дань уважения основателю монастыря, подошел к памятнику, установленному в 2016 году. На свитке в руках у святого Пафнутия можно прочитать надпись, которая послужит прекрасным наставлением для любого человека: «Призываю вас, чада, спешите делать добро».
Фото автора
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Проект мусоропереработки в Оренбургской области запустят без конкурса
19-04-2025 -
Основные проблемы Орска и Оренбурга: дороги, транспорт и образование
19-04-2025 -
Мы помним, мы гордимся!
19-04-2025 -
Школьники отличились в военно-патриотической игре «Зарница 2.0»
19-04-2025 -
Великая суббота. Преддверие Пасхи
19-04-2025