Внимание: равновесие! Или за что у водителей 65+ могут отобрать права
- Общество
- 31-07-2025


64-летней курсантке перед желтым сигналом светофора инструктор по вождению кричит: «Тормози!». А та спокойно отвечает: «Ничего, проскочим!». Однако в жизни не так уж много людей за шестьдесят идут впервые получать права. А вот отобрать последние у этой категории водителей, стаж которых за рулем порой больше четырех десятилетий, периодически намереваются. В силу возраста и, как уверяет федеральная статистика, увеличения числа ДТП с участием тех, кому за...
В России официально предложили ввести дополнительные проверки для водителей старше 65 лет. Хотя сначала речь шла даже об аннулировании прав у людей определенного возраста или сокращении срока действия водительского удостоверения. Ограничились малым. «ОХ» решила узнать мнение экспертов по этому поводу.
Антон Матухнов – аварийный комиссар. Он видел разные дорожно-транспортные происшествия. Говорит, что самые серьезные, как правило, с участием молодежи. Тут и скорость, и драйв, и адреналин.
– Едут молодые, что называется, на кураже, дорожной обстановке порой уделяют минимальное внимание. А вот пожилые – наоборот, – уточняет Матухнов. – Некоторым водителям не нравится, когда дедушка 70 лет плетется по проезжей части 50 километров в час. Однако в городе зачастую именно такая скорость и разрешена. По факту пожилой человек просто соблюдает ПДД.
Хотя, по словам собеседника, есть исключения. Когда, к примеру, такой водитель перестраивается в левую полосу и собирает за собой колонну из других авто. Впрочем, и тут есть но: даже если правая полоса свободна при движении в населенном пункте, то не запрещено двигаться по левой. Так в чем же провинились пожилые водители?
– Уже не впервые на законодательном уровне рассматривают инициативы, которые могут разрешить извечный спор по поводу лишения водительских удостоверений тех, кому за шестьдесят. Я против такого кардинального шага, – отмечает Антон. – У его сторонников иное мнение. Они считают, что если пошел седьмой десяток, то у тебя и реакция замедленная, и внимание рассеянное. Но это заблуждение, поскольку и среди молодежи, и среди водителей среднего возраста встречаются рассеянные с улицы Бассейной. Все индивидуально! И когда пожилой водитель по десять раз смотрит влево и вправо, прежде чем повернуть на перекрестке, то это никак не говорит о его несобранности за рулем. Скорее, это ответственность и осторожность. Если бы они научились ездить по правой полосе, то цены бы им не было.
Статистика – вещь упрямая
В МВД России, которое и стало инициатором ужесточения хотя бы медицинского контроля за водителями 60+, ссылались на цифры. По их данным, с 2017 по 2024 год количество ДТП по вине пожилых автомобилистов увеличилось на 25 процентов. Число погибших – на 33 процента, а пострадавших – на 22.
В Орске статистика говорит совсем другое. По информации начальника отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД МУ МВД России «Орское» Ольги Тюриной, за последнее время 24 молодых водителя совершили ДТП, в которых 3 человека погибли, 31 пострадал, из них 8 детей. С водителями 60+ произошло 10 аварий, в которых 10 человек получили ранения.
– Статистика аварийных комиссаров вообще свидетельствует, что ДТП чаще всего происходят с водителями среднего возраста, – подчеркивает Антон Матухнов. – Только в июне этого года я оформлял 10 аварий, в которых виновниками были люди 40 – 45 лет. По 5 аварий совершили те, кому чуть больше 20, 30 и за 60 соответственно, 7 – кому около 50 лет. Но опять же здесь есть нюанс. В силу нехватки денег пожилые и молодые виновники ДТП чаще всего не вызывают аварийных комиссаров, поэтому в наш список редко попадают. Они, как правило, всегда дожидаются сотрудников ГИБДД. Но тут речь больше не о списках. Как видим, в любом случае цифры указывают на то, что рекордное число ДТП совершают все же люди среднего возраста.
Тогда, как размышляет наш эксперт, не ясно, почему именно к пожилым все претензии, особенно с учетом того, что многие из них ездят только летом.
Чтобы посмотреть, кто аккуратнее за рулем, по словам Матухнова, достаточно бывает заглянуть в страховой полис любого водителя. «Коэффициент бонус-малус, или КБМ, всегда лучше экспертов скажет о безаварийном опыте вождения автомобилиста. У маршрутчиков он будет зашкаливать, а вот показатели пожилых, уверен, многих удивят, ведь они минимальные!» – подчеркивает Антон. Но в случае с пожилыми водителями, которых хотят лишать прав, ситуация прямо абсурдная. С одной стороны, страховщики делают скидку на возраст, если у автолюбителя коэффициент вождений отличный, с другой – государство бьет по рукам: мол, ездить таким людям не надо.
Для тех, кому за 65, теперь действует особый порядок прохождения медкомиссии. Помимо стандартных анализов, им придется сдавать тесты на память, слух, равновесие, внимательность и скорость реакции. Даже небольшое повышение давления или жалобы на усталость могут привести к тому, что временно запретят управлять машиной. Врачи запросят не только обычные справки, но и заключения тех специалистов, к которым раньше водители не обращались. Особенно важно для комиссии понять, насколько автолюбитель способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, хорошо ли держит эмоции под контролем и как справляется со стрессом.
Спокойствие, только спокойствие
У орчанки Елены Николаевны стаж вождения – 44 года. Но за рулем она ездит дольше. Ее коэффициент безаварийного вождения минимальный, поэтому страховка обходится ей примерно в 2,5 тысячи рублей ежегодно.
Она гордится не только тем, что с момента получения прав ни разу не стала виновником ДТП, но еще и тем, что ей не приходило ни одного штрафа за всю жизнь!
– Просто надо соблюдать правила дорожного движения. Других секретов нет, – уверяет Елена Николаевна.
В свои 66 лет она свободно ездит за рулем маленькой «Оки». Для нее авто не роскошь и даже не обычное средство передвижения, а настоящая помощница.
– Отбери у пожилых людей машины – и они сразу скиснут, не хуже молока, – делится мнением автолюбительница. – В нашем возрасте уже трудно носить тяжелые сумки из магазинов и овощи из садов. Машина тут спасает. Да, кто-то считает, что люди в возрасте ездят медленно по улицам города. Но на то есть причины. Мы, повидав многое на своем веку, водим спокойнее и осторожнее. А в левом ряду порой плетемся из-за того, что, намереваясь совершить левый поворот, заблаговременно перестраиваемся в нужную полосу. Зато никого не подрезаем и не вклиниваемся посреди потока, как любит сейчас делать большинство. Все-таки надо уважать друг друга на дорогах!
К слову, знакомый Елены Николаевны, которому уже за семьдесят, тоже ездит с минимальным КБМ. Правда, зачастую со скоростью 50 километров в час. А вот сама Елена Николаевна, если разрешено правилами, может газу прибавить. При этом считает, что ограничивать в правах управления авто из-за возраста некорректно. Комиссия же, которую планируют ввести в ближайшее время, по ее словам, должна быть адекватной.
Самой пожилой женщиной-водителем считалась Эдит Кирхмайер из Калифорнии. Она родилась в 1908 году, а умерла в 2015-м в возрасте 107 лет. Училась водить 19-летняя Эдит за рулем легендарной модели «Ford T». Ее стаж составлял больше 85 лет.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Противопожарный режим продолжает действовать в городе
01-08-2025 -
Новый случай заболевания клещевым боррелиозом зафиксирован в Оренбуржье
01-08-2025 -
В поисках плезиозавра
01-08-2025 -
Роскошь розового сада сохраняется даже в разгар реконструкции
01-08-2025 -
Циклону на смену приходит тепло
01-08-2025