Искорка в душе
- Общество
- 18-03-2004
12 марта в орском драматическом театре состоялся премьерный показ спектакля по пьесе молодого драматурга Марии Ладо
в постановке рязанского режиссера Е. Калакина. Спектакль, как и пьеса, носит название “Очень простая история”.И вправду говорят, что все гениальное просто. Произведением недавней выпускницы сценарного факультета ВГИКа заинтересовалось более 40 театров России. Пьесу играют в Уфе, Тольятти, Омске, Орле, Новокузнецке, Тюмени, Москве и других городах. Привлекла она внимание и творческого коллектива орского театра. Долго размышляли над тем, кого пригласить для работы над столь необычным материалом. Главный режиссер театра О. Пронин порекомендовал Е. Калакина и, надо сказать, в выборе не ошибся. Талантливый ученик О. Табакова, за плечами у которого работа во множестве различных театров, смог понять, прочувствовать основную мысль, заложенную автором в пьесе, а главное - помог сделать то же самое зрителю.
События “Очень простой истории” происходят в хлеву, принадлежащем Хозяину (Ал. Писаренко). Хозяйская дочь Даша (А. Писаренко) ждет ребенка от соседского парня Алексея (Д. Бухалов) - сына соседа-пьяницы (А. Кабаев), которого терпеть не может отец девушки. Разумеется, родители Даши против брака дочери с нищим Лешкой и настаивают на аборте. За всем происходящим со стороны наблюдают животные, живущие в хлеву: наивная и романтичная, мечтающая о полетах Свинья в замечательном исполнении совсем юной актрисы А. Арышевой; умудренная опытом, прожившая долгую и непростую жизнь Лошадь (Е. Мирошникова); спокойная, очарованная состоянием беременности Корова (Е. Лущеко); преданный хозяевам пес Крепыш (А. Маланьин); экстравагантный Петух-щеголь (В. Хамин). Животные в спектакле разговаривают, подобно людям, только вот души у них чище и светлее, нежели у людей. Им не понять, как можно убивать дитя, отправляя несчастную Дашку на аборт. Им не понятно, для чего людям нужны деньги, если на них нельзя купить крылья, чтобы летать.
Многие критики, говоря об этой пьесе, сходятся во мнении, что крайне сильны в ней сказочные мотивы. Сюжет, образы, символика – все в ней из сказки. В столкновении оказываются зажиточный фермер и сосед, голь перекатная, пьяница, у которого, кроме гармошки и доброго сердца, ничего нет. Лишь этот алкоголик, на жизнь ни одной твари Божьей не посягнувший, категорически против аборта, он единственный может слышать и понимать животных. То, что действие разворачивается в хлеву, критики традиционно объясняют пришедшим из православия символом, связанным с рождением Христа, а, следовательно, чисты и добры в нем обитающие. Именно в хлев приходят все герои в финале пьесы и радуются рождению маленького человека, дочери Даши и Лешки. На деле оказывается, что именно на простых, всем знакомых вещах: любви, добре, злобе, ненависти, смерти, зависти, предательстве, прощении и держится наша жизнь. Но, пожалуй, не стоит пересказывать содержание спектакля, дело это неблагодарное. Посмотрите сами. Каждый в спектакле найдет что-то для себя. Кто-то посмеется, кто-то поплачет, но никто не уйдет равнодушным.
Внимания заслуживает оформление сцены. Художник-постановщик Д. Дробышев сумел найти гармонию между настроением, замыслом пьесы и его воплощением. Тряпичные животные, подвешенные на символическую карусель жизни, разбросанные по всей сцене яблоки, старое барахло, не нужное хозяевам, но сгодившееся животным, - все на своих местах, нет ничего лишнего. Особый настрой создает великолепно подобранная музыка. Еще глубже погружаешься в происходящее на сцене, еще больше чужие боль и страдание становятся твоими.
Перед премьерой нам удалось взять интервью у режиссера спектакля Калакина.
- Евгений Иванович, какого направления, как режиссер, вы придерживаетесь, на что обращаете особое внимание в процессе работы над спектаклем?
- Мне нравится придумывать интересную актерскую игру. Спектакль должен быть интересен не только зрителям, но и актерам в момент работы над ним. Я люблю сочинять спектакль по ходу и никогда не планирую шаги, которыми буду двигаться. Пьеса сама подсказывает, что с ней делать.
- Как шла работа над “Очень простой историей”?
- Честно говоря, поначалу пьеса мне жутко не понравилась, показалась чрезмерно бытовой, слишком деревенской. Прочтя ее дважды, я уже хотел говорить о подборе другого материала. Но потом понял, что прочел ее невнимательно. Вдруг пришло осознание, что это очень красивая, поэтичная история-притча, которая крупными штрихами вырисовывает основные жизненные перипетии: любовь, смерть, убийство, предательство. Мне хотелось, чтобы зритель существовал в диапазоне осознания и ощущения разных оттенков восприятия. Все происходящее градировал не просто как черное и белое, а прочувствовал тонкость игры, тонкость чувств. Поскольку я согласен с утверждением, что театр - искусство аристократическое, то стремлюсь к созданию богатого, сложного, ассоциативного театра.
Я не стараюсь сделать спектакль понятным. Прежде всего пытаюсь внести в него то, что отличает поэзию от прозы, не опираться исключительно на цепочку причинно-следственных связей. Блок говорил: “Поэзия есть легкое покрывало, накинутое на острие двух-трех слов”. Во время работы над пьесой я руководствовался данным поэтическим принципом, а не логической последовательностью. Если мышлению зрителя свойственна такая поэтика, то он, несомненно, уловит все тонкости показанной истории. Если нет, то у него возникнет много вопросов, что тоже хорошо.
- В чем, на ваш взгляд, сегодня зритель нуждается особо остро?
- Зрителя перекормили чем-то ярким, зрелищным, но при этом примитивным. А он, на мой взгляд, хочет нормального и человеческого. Он желает слышать и думать о простых, всех касаемых вещах. Телевизионщики придумали некий виртуальный мир, которого в действительности не существует, и кормят им с утра до вечера. Надо вернуться к себе. Мы придумали какую-то новую страну, новое телевидение, новых нас, а ведь на самом деле ничего не изменилось, мы прежние. Мы все участники очень простой истории.
Отшумели аплодисменты, опустела сцена, в зале погас свет. Все закончилось? Нет. Для “Очень простой истории” все только начинается по той причине, что она способна зажечь искорку в людских сердцах исключительно в силу своей человечности и понятной всем простоты. Спектакль зажил своей жизнью, отправился, я убеждена, в дальнее плавание по волнам зрительского интереса и признания, без лукавства, став одной из лучших работ орского театра.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024