РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Поворот судьбы

(Окончание материала «Родина стала мачехой для русского немца», опубликованного в № 73-74 13 марта 2004 г.) В 1953 году русским немцам, долгое время находившимся в трудовых лагерях, наконец-то разрешили выехать на спецпоселения. Ренгольд Регушевский вместе с женой и маленьким сыном приехал в Орск. Не так просто было человеку, вернувшемуся из ссылки, найти жилье и работу в чужом городе. Но после 12 лет лагерей и страданий судьба смилостивилась над ним.Его приняли в трест «Южуралтяжпром» на должность нормировщика. Оклад был небольшой, но зато сразу дали жилье – девять квадратных метров в благоустроенном доме по ул. Строителей. Сына определили в детский сад, жена устроилась официанткой в столовую. Желание получить среднетехническое образование не оставляло Регушевского, и осенью того же года он поступил в Орский строительный техникум. Благодаря справке из железнодорожного техникума его зачислили сразу на третий курс, где он учился по вечерам без отрыва от производства. За добросовестное отношение к работе через два года Ренгольд Ренгольдович получил двухкомнатную квартиру на ул. Медногорской. Здесь в семье Регушевских родился еще один сын, которого назвали популярным в то десятилетие именем Юрий.
В 1956 году, после окончания техникума, его назначили мастером строительного треста и направили на поднятие целинных земель в совхоз имени ХIХ партсъезда Светлинского района. За добросовестную работу в тресте Регушевскому было присвоено звание «Заслуженный строитель».
Ударное строительство Гая
В 1958 году километрах в тридцати к северо-западу от Орска было открыто крупное месторождение медной руды. В феврале 1959 года советское правительство приняло решение о строительстве на базе открытого месторождения горнообогатительного комбината. Коллектив Орского орденоносного треста «Южуралтяжстрой», в котором работал Регушевский, полностью перевели на строительство комбината и города, впоследствии названного Гаем. К тому времени Ренгольд Ренгольдович был уже старшим прорабом.
- Перед нами стояла задача в очень сжатые сроки заложить город и построить крупный комбинат, - вспоминает Ренгольд Ренгольдович. - Гай встретил нас палаточным городком, где разместились сотни строителей, монтажников и горняков, съехавшихся на гайскую стройку со всех концов страны. Вокруг палаточного городка широко простиралась степь, где, естественно, не было ни электричества, ни воды. Строителям приходилось одновременно строить электроподстанцию, проводить линию электропередач, прокладывать водовод и вести железнодорожную линию. Мои жена и дети остались в Орске, так как условий для проживания в Гае пока не было, и мне приходилось выезжать из дома на рассвете, а возвращаться поздно вечером. Зимой из-за бездорожья случалось неделями жить в Гае, но каким радостным событием стало известие о том, что строители закончили прокладку железнодорожной линии в Гай от станции Круторожино Куйбышевской железной дороги. В сравнительно короткие сроки строители и монтажники возводили новые здания. Целый комплекс объектов раскинулся в еще недавно голой степи.
У истоков крупнопанельного строительства
В конце пятидесятых годов в стране началось крупнопанельное строительство. В Орске к сборке первого такого жилого здания приступили в 1960 году. Первый панельный дом по ул. Макаренко стал своеобразной школой для орских строителей, на этом объекте они получили первые практические навыки, освоили методы монтажа крупных панелей и других конструкций. В следующем году объем крупнопанельного строительства значительно возрос, и потребовались специалисты.
- Группа передовых строителей, в число которых вошел и я, - рассказывает Регушевский, - была направлена для повышение квалификации в Латвию, Литву, Эстонию, которые в то время уже имели большие достижения в крупнопанельном строительстве. Вместе с ними орчане стали одними из первых, кто стоял у истоков этого новаторства.
Спустя два года в одном из таких домов по ул. Ленинского комсомола семья Регушевских получила новую квартиру, теперь уже трехкомнатную. В 1967 году Ренгольда Ренгольдовича приняли в члены КПСС, и только теперь он почувствовал себя более уверенно. Все годы он ни на секунду не забывал о своей биографии и о своем положении в этой стране. Отношение к немцам даже спустя десятилетия было осторожное и предвзятое как со стороны начальства, так и со стороны рабочих. Именно поэтому, когда в 1970 году ему предложили должность главного инженера строительного управления, он решительно отказался со словами: «Лучше я буду хорошим прорабом, чем плохим инженером. Не дай Бог что, сразу вспомнят, что я немец по национальности и сын «врага народа». С тех пор повышения в должности ему больше не предлагали.
В начале восьмидесятых годов все строительные предприятия страны получили от правительства задание помогать крупным и мелким совхозам в строительстве жилья, и Ренгольд Ренгольдович, будучи в то время уже в пенсионном возрасте, с бригадой от АТБ-1 около 10 лет занимался строительством жилых домов в совхозах Оренбургской области. Умудренный опытом, он помогал юношам и девушкам быстрее стать квалифицированными строителями. За трудовой героизм и самоотверженность Министерство строительства наградило Регушевского нагрудными знаками «Лучший специалист года» в 1973, 74, 76 и 77 годах.
В 68 лет Ренгольда Ренгольдовича с почетом проводили на пенсию. В настоящее время он все так же энергичен, любит работать в саду и много читает.
В Орске жилые дома мало чем отличаются один от другого. Внешне они как братья-близнецы, впрочем, как и в любом другом городе. Но это для горожанина все они как бы «на одно лицо», среди которых приезжему и запутаться недолго. И только строитель знает, что такое построить дом, а тем более - город. Это мозоли, пот и грязь, ноющие от усталости мышцы. Это они, простые работяги, под «первый кирпич» бросали мелочь «на счастье», как принято по обычаю. Каждый дом, в строительстве которого есть частица труда Регушевского, - это отдельная история, частичка его жизни.

А. АЛЕКСЕЕВА.

Материалы по теме

Свет милосердия

С 2003 года в орском фонде милосердия на учёте стоят не только ветераны ЮУМЗ, ушедшие на заслуженный отдых, но и пенсионеры предприятий и организаций, к настоящему времени прекративших своё существование. Всего таких «бесхозных» на счету фонда милосердия свыше 1500 человек. Однако их приток не прекращается: председатель совета ветеранов ОЗЦМ...

Ему нет равных

На недавно проходившем в Москве первенстве по легкой атлетике среди ветеранов орчанин В. Дроздов толкнул ядро на расстояние 11,02 метра.В его возрастной группе (70 лет), где соревновались семь человек, ему не было равных. Всего же в состязаниях ветеранов приняло участие более 400 человек. Василий Васильевич уже 14 раз участвует в подобных...

Поворот судьбы

(Окончание материала «Родина стала мачехой для русского немца», опубликованного в № 73-74 13 марта 2004 г.) В 1953 году русским немцам, долгое время находившимся в трудовых лагерях, наконец-то разрешили выехать на спецпоселения. Ренгольд Регушевский вместе с женой и маленьким сыном приехал в Орск. Не так просто было человеку, вернувшемуся из ссылки,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.