РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Куда, на чем и далеко ли уедем?

Сколько существует Орск, столько одолевают его проблемы. Впрочем, это естественно, если учитывать, что город все время растет и развивается. Не стал исключением и конец прошлого века. Тогда еще ничто не предвещало заката социалистического периода, и реализация очередного пятилетнего плана шла полным ходом. С вводом новых производственных площадей, домов, школ и детских садов. Росло коммунальное хозяйство, обеспечивая населению тепло- и водоснабжение, прокладывались дороги. ГОСУДАРСТВО, ОТДАЙ ДОЛЖОК!
Не так давно мне довелось познакомиться с человеком, который, конечно, не один, а вместе с другими создавал местный электротранспорт. Он поведал о множестве важных событий, полных героизма и драматизма, о людях, посвятивших свою жизнь будущему орчан. С. Супрунов до сих пор помнит мельчайшие детали генерального плана Орска, ход его реализации. Еще тогда, несколько десятилетий назад, их авторам были понятны сложности, с которыми неминуемо столкнутся завтрашние жители. И не только им. Поэтому у директора ОЗТП П. Атаманицына на счету и запущенный им завод, и поселковый трамвай. Кстати, по проекту он должен был пройти под путепроводом и соединиться с городским. Затея, к сожалению, не удалась. Красные вагоны ждали и в поселке Первомайском, чему предшествовало появление второго трамвайного депо. Увы, тоже не вышло.
Сегодня коллектив трамвайщиков переживает серьезнейший кризис. Трудно сказать, чем он закончится, а главное – когда. Основная причина кроется в реформах, в которых страна чуть не утонула. Наш знаменитый земляк прославился афоризмом, как нельзя лучше отразившим все начинания в родном Отечестве. Правда, остроумная фраза ничего не меняет, и ОТУ по-прежнему напоминает лягушку, случайно угодившую в кувшин с молоком. Она-то, как известно, все-таки спаслась. В данном случае ответа пока нет.
– Беда заключается в том, что услуги, оказываемые льготным категориям населения, управлению погашаются из рук вон плохо, – констатирует сложившуюся ситуацию начальник отдела строительства, транспорта и связи администрации Орска Л. Зеленская. – За последние три года вместо 96 миллионов рублей поступили 65. Долг значительный. Уместно подчеркнуть такую деталь: если раньше существовала лишь 21 категория льготников, то теперь их уже более 60.
Цифры пугают, но вот еще одна, иначе может создаться впечатление, что худо приходится одному Орску. Отнюдь, в Российской Федерации насчитываются 46 миллионов льготников, из которых 44 миллиона имеют федеральное значение. Центр весьма неохотно делится деньгами, стекающимися из регионов. Вдобавок ко всему механизм обратной связи далек от совершенства. Казалось бы, логика проста: средства должны приходить по назначению. На деле их путь сначала лежит в главное управление социальной защиты области. Следовательно, трамвайное управление имеет договор именно с ним. В документе, естественно, оговаривается ответственность сторон. Как выполняет их вышестоящая инстанция, мы знаем. В связи с чем возникает вопрос, почему орчане не требуют своего через суд, довольствуясь лишь долгой и бесплодной перепиской. Видно, не решаются прибегнуть к более решительным мерам.
Муниципальное унитарное предприятие «Электротранспорт-2» Оренбурга оказалось смелее. Оно подало в федеральный Арбитражный суд иск о возмещении убытков, причиненных в результате бездействия органов государственной власти. Процедура, выяснилось, изнуряющая заняла девять месяцев. Было это в ноябре 2003-го, и речь шла о 20 миллионах рублей, не выплаченных за два предыдущих года. В протоколе значится много справедливых слов. Особенно тронули строки из констатирующей части: «…Необходимость исполнения... возложенных федеральным законом обязанностей по своевременному правовому регулированию, исполнению нормативных предписаний в целях недопущения необоснованных ограничений конституционных прав и свобод не может быть поставлена в какую-либо зависимость от наличия денежных средств, необходимых для реализации его положений». Служители Фемиды вынесли вердикт в пользу истца. Два десятка миллионов рублей возмещаются до сих пор. Зато не погашаются суммы текущих затрат.
СУД РЕШИЛ, НО...
Пример получился вовсе не заразительным, и, похоже, орские трамвайщики ему вряд ли последуют. Ответчик, как водится, после первого процесса поумнел, очередного промаха не допустит. Для начала он запросит подтверждение предоставленных льгот: сколько конкретно перевезли обладателей соответствующих удостоверений за такой-то срок. Тут же выяснится, что учет подобного рода не ведется, потому как необходимого для этого механизма нет даже в природе, а если создавать, то нужно вводить в практику жетоны, квитанции, отрывные талоны. Что, разумеется, нереально в наших условиях, ведь, в сущности, ради достижения поставленной цели потребуется организовать в ОТУ специальную службу. Изучение пассажиропотока – штука многотрудная и дорогая. Занимаются им, как правило, специалисты научных институтов, которых обычно используют для изменения транспортной схемы. Стоимость услуги – примерно 1200 тысяч рублей.
Короче говоря, обстоятельства складываются не в нашу пользу. Финансовое состояние трамвайщиков не улучшается, сказывается на уровне зарплаты, текучести кадров, катастрофическом старении технического парка, путей и в конечном итоге на их возможностях. Видно, столкновение вагона с маршруткой, происшедшее не так давно, является следствием всего негатива, приобретенного за последнее время. Надо полагать, смена руководства – тоже. Хотя попытки выжить предпринимаются: оптимизируются городские маршруты, в поселке ОЗТП несколько вагонов поставлено на консервацию, зимой движение заканчивается несколько раньше обычного. Может, они и приносят какую-то пользу, но очевидно и другое – былые позиции постепенно сдаются.
– Вся надежда на «Программу технической политики развития и перевооружения горэлектротранспорта в 2004–2010 годах», – считает Зеленская. – Она разработана на основе аналогичного документа федерального масштаба. В нем обозначена, на мой взгляд, главная проблема – отсутствие законодательного, правового, нормативного и методического обоснования. Автомобильный Устав принят в 1969-м, правила перевозки пассажиров – в 1981-м. Они устарели, не соответствуют реальности, вступают в противоречие с новыми законами. Кроме того, государственная программа обещает материальную поддержку.
Так-то оно так, однако посулов из центра звучало уже предостаточно. Вот справка об итогах выполнения намеченного за 9 месяцев 2003 года: выделены 9,8 миллиона рублей. На всю страну – что капля в море. Стоимость местной программы оценивается в 700 миллионов. Удастся ли выкраивать из казны примерно по 100 миллионов, еще вопрос.
БИЗНЕС НА ДОРОГЕ
Высокие показатели, громкие рапорты о достижениях остались позади и у автоколонны № 1826. Собственно, такого названия уже нет. Основной пакет акций «Оренбургавтотранса» приобретен самарцами, разумеется, вместе с орским подразделением. Оно сменило вывеску и зовется ООО «Орское пассажирское автопредприятие». Но обстановка от того лучше не стала. Немного предыстории. Внутригородские пассажирские перевозки всегда были убыточными, и все расходы брало на себя государство. Тем не менее на остановках мерзли зимой и изнывали от жары летом огромные толпы, а каждый показавшийся наконец автобус брался приступом. Приватизация усугубила картину. Причина известная – подолгу не возмещаемые затраты на льготников. Скажем точнее: в первом квартале они профинансированы на 20 процентов, за три последние года – на 42 процента. Обновлять парк, ремонтную базу не на что. В довершение хозяева заломили арендную плату. Плюс налоги, которые в пять раз выше, чем с частных перевозчиков. На линии остались считанные единицы машин. Исчезли бы и они, если бы не администрация Орска.
– Она дотирует автопредприятие, обеспечивая стоимость билета в четыре рубля. Кроме того, благодаря ей до сих пор существует сообщение с отдаленными жилыми массивами, – поясняет Л. Зеленская. – Из местной казны на эти цели ежедневно расходуется по 43 тысячи рублей. Сумма, вроде, значительная, но она составляет меньше одного процента от всего бюджета. В других городах – 5-6 процентов.
Неизвестно, сколько протянет еще старо-новая автоколонна, ведь стоимость горючесмазочных материалов растет регулярно, все больше приходит в негодность техника, срок службы которой давно иссяк. Образовавшуюся брешь тут же заполнили предприниматели. Стоит взглянуть правде в глаза: на «Газели» они раскошелились не из патриотических соображений, их мотивы гораздо прозаичнее. На расходы заставил пойти верный заработок. Хотя не исключалась и некоторая доля риска. Потому что на дороги поспешили многие, никогда пассажирскими перевозками не занимавшиеся. Отсюда конфликты между водителями, перегрузка салонов, низкая культура обслуживания.
Вот строки из письма жителей поселка Круторожина: «В 21 час маршрутки заканчивают работу, из города мы возвращаемся после третьей смены пешком. А в центре их явный перебор». Нареканий хватает, повинны в том и мы сами, втискиваясь вовнутрь и сгибаясь вдвое, чтобы не заметили «гаишники». И все-таки прежним мучениям добраться до работы, съездить в гости и вернуться, похоже, приходит конец. К хорошему привыкаешь быстро, и уже мало кто вспоминает прежние страдания, давку и нервотрепку. Зато крайне удивляются переменам те, кто порядком отсутствовал в городе по тем или иным причинам. Вывод из сказанного один: очевидно, будущее пассажирских перевозок принадлежит частным предпринимателям.
Это случится, конечно, не сразу и не завтра. Еще нельзя сказать, что местные бизнесмены действуют умело, надежно, четко, со знанием всех особенностей дела. К примеру, в часы «пик» из поселка прицепостроителей выбраться непросто. А ведь здесь курсируют и 23, и 36, и 21, и 18, и 42-й маршруты «Газелей». Днем они ходят полупустыми. Подобная ситуация не редкость в других районах.
– Владельцы маршрутов уже приходят к пониманию необходимости диспетчера на кольце. Но на одной и той же линии их действует несколько. То есть появилась нужда в координации работы. Следовательно, не за горами создание централизованной диспетчерской службы, – делится своими размышлениями Зеленская. – Жизнь заставила объединить шестой и двадцать четвертый маршруты. Надо и о безопасности движения думать.
Отдел, возглавляемый ею, сторонним наблюдателем разворачивающихся процессов не назовешь. Без его мнения корректировка ситуации на дорогах города не обходится. Что не лишено смысла: бесконтрольность приведет к хаосу, непредсказуемым последствиям. С другой стороны, власть не должна, что называется, перегибать палку, а подчиняться существующему законодательству. Достичь золотой середины во взаимоотношениях с предпринимателями в существующих условиях нелегко. Но идти к этому придется, потому как, в сущности, они партнеры. Причем надолго. Поэтому приходится задумываться и о завтрашнем дне. Из-за повышенной нагрузки на «Газели» ездить долго не смогут. А дальше-то что? По мнению Зеленской, в недалеком будущем на смену им придут более вместительные автобусы. Не исключено, количество конкурентов поубавится и произойдет их слияние в крупные транспортные объединения. Подобное обстоятельство заставит всерьез задуматься о создании должной ремонтной базы, условиях содержания машин. Появится здоровое соперничество не за маршрут, а на маршруте. Иными словами, разговор касается качества предоставляемых населению услуг.
Судя по всему, так оно и будет. Скоро выйдет в свет закон о городском пассажирском транспорте, позволяющий придать ему цивилизованный характер. Запад, кстати, прошел тем же путем, что и мы. Сейчас там в заключаемом с властями договоре содержится не менее 30 страниц, где учитывается буквально все, вплоть до материала для обивки сидений. Такой уровень требований и ответственности диктует применение современных средств навигации. В то же время координация усилий и оперативное управление автотранспортом позволят грамотно и рационально распоряжаться им, придать большую эффективность, она, в свою очередь, отразится на наполнении бюджета. И не понадобится решать проблемы дорог способом, который применяет нынешняя администрация. Призывы скинуться с каждой машины на ремонт разбитого вдрызг полотна, как известно, не оправдались. Вряд ли могло быть иначе. Энтузиазм сам по себе явление хорошее, но уместное разве что при озеленении территории двора родной пятиэтажки.

Материалы по теме

Продукция соответствует международному стандарту

В ОАО «Орский машиностроительный завод», входящем в группу предприятий «СИНАРА» Трубной металлургической компании, внедрена и успешно действует система качества. Благодаря этому расширяется рынок сбыта и наращиваются объемы товарной продукции.19 мая от французской фирмы «Бюро Веритас Русь» завод получил сертификат на соответствие международному стандарту ISO 11439 производства металлопластиковых автомобильных и металлических...

Куда, на чем и далеко ли уедем?

Сколько существует Орск, столько одолевают его проблемы. Впрочем, это естественно, если учитывать, что город все время растет и развивается. Не стал исключением и конец прошлого века. Тогда еще ничто не предвещало заката социалистического периода, и реализация очередного пятилетнего плана шла полным ходом. С вводом новых производственных площадей, домов, школ и...

Новое в системе оплаты электроэнергии, и не только

Электроэнергия настолько прочно вошла в повседневный быт современного человека, что уже давно воспринимается как неотъемлемая часть среды нашего обитания. Пользоваться электричеством – это почти так же естественно, как дышать, есть или пить… В силу всеобъемлющего, тотального проникновения электроэнергии во все сферы бытия стереотипы прежнего мышления, замешанные на политике в ущерб...

Орчан ждут пластиковые карточки

Денежное обращение в городе стабилизировалось. Ушли в прошлое времена, когда нехватка наличных денег имела катастрофический характер. Среди основных причин значились их вывоз за пределы Орска, недисциплинированность клиентов банков, уходивших от своевременной сдачи выручки. В итоге задерживалась выдача зарплаты, тормозилось развитие экономики. Обстоятельства заставляли прибегать к испытанному, но пагубному способу выхода...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.