Какой же предприниматель не хочет обойти закон
- Экономика
- 08-07-2004
16 июня в “ОХ” была опубликована статья “Какой же русский не любит бесплатной езды”. Позиция, занятая автором статьи, несколько удивляет, а оценка и комментарии заставляют усомниться в объективности взглядов на существующую проблему – предоставление определенным категориям лиц льгот, предусмотренных законом, при перевозках граждан на “маршрутных такси” или “маршрутных автобусах”На мой взгляд, необоснованно утверждение О. Дядюры и о том, что прокуратура пытается приструнить частников, заставив их проглотить очередную пилюлю – льготников. Весьма неуместно и предположение, что органами прокуратуры в данном случае движут какие-то личные интересы.
Хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 1 ФЗ “О прокуратуре РФ” в компетенцию органов прокуратуры входит, прежде всего, надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно требованиям действующего законодательства ветеранам, инвалидам, лицам, подвергшимся политическим репрессиям, а также другим категориям льготников предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси). Вместе с тем в Орске, да и не только, сложилась ситуация, когда вышеуказанные льготы, предусмотренные, подчеркиваю, федеральным законом, не предоставляются на том основании, что, дескать, перевозки пассажиров на так называемых маршрутных такси являются полностью коммерческими.
Таким образом, органы прокуратуры, привлекая перевозчиков к административной ответственности за непредоставление льгот, а также гражданско-правовой ответственности (путем подачи исковых заявлений в интересах социально не защищенных категорий лиц), выполняют свои прямые обязанности.
Еще раз обращусь к законодательству. Итак, согласно ст. № 15 и 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Правоотношения, возникающие из договора перевозки, относятся к гражданско-правовым, регулируются правилами главы 40 Гражданского кодекса РФ и находятся в ведении Российской Федерации. Ну, а в соответствии со ст. 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона и иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Договор перевозки транспортом общего пользования, вне всякого сомнения, является публичным договором. Обычно это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Следовательно, цена услуги и условия перевозки устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Учитывая тот неоспоримый факт, что перевозчики “маршрутных такси” не осуществляют перевозку пассажиров в индивидуальном порядке, т. е. на разных условиях для каждого потребителя (маршрут, место посадки и высадки пассажиров), деятельность маршруток можно приравнять к работе транспорта общего пользования.
Разумеется, это услуга не в убыток. В соответствии с ч. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Но, с другой стороны, отдельным категориям граждан могут быть установлены льготы или преимущества по провозной плате. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, то понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Так вот. Законом Оренбургской области предусмотрена компенсация перевозчикам расходов, связанных с осуществлением перевозок льготных категорий граждан на автомобильном транспорте. Кроме того, постановлением администрации Оренбургской области от 24.02.2004 г. № 34-П “Об утверждении методик определения понесенных расходов от предоставления льгот транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями по проезду на автомобильном транспорте общего пользования” определены источники и механизм возмещения данных расходов. И, наконец, законом Оренбургской области “Об областном бюджете на 2004 г.” установлены конкретные суммы на такое возмещение.
Но, как правило, никто из перевозчиков не обращался и до сих пор не обращается за возмещением расходов, связанных с предоставлением льгот. Похоже, им намного проще сослаться на отсутствие либо несовершенство методики возмещения. Поэтому хотелось бы напомнить, что нормы федеральных законов, касающихся льгот по проезду для определенных категорий граждан, являются нормами прямого действия и подлежат применению на всей территории России независимо от прихоти перевозчиков.
Законность действий органов прокуратуры в этом направлении подтверждает и сложившаяся судебная практика. Так, прокуратурой Советского района г. Орска в 2003-2004 г. были предъявлены исковые заявления в суд Советского района г. Орска в интересах инвалидов и ветеранов труда к одному из перевозчиков с требованиями обязать предоставлять льготы по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщений. Первоначально решением суда в удовлетворении исковых требований, действительно, было отказано. Однако по кассационному представлению прокурора района судебная коллегия Оренбургского облсуда 13 мая 2004 г. решение суда первой инстанции отменила и вынесла новое, удовлетворив иск прокурора. Так что исход этой “битвы” (слова О. Дядюры) на момент выхода газетной статьи был уже известен.
Что же касается защиты интересов таких перевозчиков, как трамвайное управление № 1 и 2, а также автоколонна № 1826, то - к сведению автора статьи - в связи с введением в действие с 1 февраля 2003 г. в законную силу нового Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 45) прокурор не вправе обращаться в суды с исками в интересах юридических лиц.
Вместе с тем, сами перевозчики отнюдь не лишены возможности отстаивать свои права в судебном порядке путем взыскания понесенных ими расходов, связанных с предоставлением льгот.
В органах прокуратуры вопрос предоставления льгот будет находиться на контроле. За неисполнение требований федерального законодательства перевозчики будут привлекаться к ответственности.
Т. ПРОНИНА,
помощник прокурора
Советского района г. Орска.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024