Последнее пристанище братьев наших меньших
- Экономика
- 28-07-2004
В нашем городе, как и в любом другом, без домашнего зверья не живут. Хомячки, кошечки, особо злобные собаки самых модных пород составляют немалую армию друзей человека. Для них уже существуют целая пищевая индустрия и сеть специализированных отделов в магазинах города. А вот проблема захоронения праха умерших животных деликатно замалчивается. Будто бы ее и не существует.Однако существует. С год назад санитарно-противоэпидемическая комиссия при администрации города под руководством Р. Кудашева, работавшего тогда заместителем мэра, принимала решение «О мерах по предупреждению заболеваний бешенством среди людей и животных в г. Орске». В документе отмечалось, что специальная бригада по отстрелу животных в год уничтожает более тысячи бродячих собак и кошек, что непозволительно мало и может привести к вспышкам заболеваний. Тем же решением комиссии отмечалось, что часть павших животных собирается и отвозится на городскую свалку, что запрещено природоохранной прокуратурой.
В числе намерений комиссия даже решила организовать вторую бригаду по отлову бродячих собак и кошек, доставлять обнаруженные трупы в ветеринарные учреждения и утилизировать их по заключению Госветнадзора, передать в муниципальную собственность скотомогильник, расположенный за Орской биофабрикой.
С инициатором создания цивилизованного комплекса захоронений домашних животных А. Мильковой мы побывали на скотомогильнике. Зрелище угнетающее, далекое от выполнения санитарных норм. Территория по-прежнему не огорожена, нет табличек, предупреждающих об опасности заражения. В округе только пост пограничной службы, степь изъезжена и исхожена. несколько горожан бродит в поисках грибов, и одинокий бычок вольно пасется неподалеку от обмытых дождями скелетов животных. Свежими останками с большим трудом можно назвать разложившийся труп теленка.
По большому счету домашних животных, бывших при жизни любимцами их хозяев, надо не на свалку выкидывать и в лесопосадках зарывать, а хоронить в нормальных условиях.
Мы попросили высказаться на эту тему тех, чьи должностные обязанности предписывают профессионально разбираться в этой теме.
А. Милькова – учредитель ветеринарной клиники для домашних животных:
– Уличных животных, живущих в городской черте, отлавливать и уничтожать, по крайней мере, жестоко и ничем не оправдано. На их место придут другие, ровно в том же количестве, что доказано на примерах мегаполисов. Оптимальным способом борьбы с разносчиками заразы могут считаться вакцинация от некоторых видов болезней и стерилизация, регулирующая количество уличных собак и кошек. Дело, возможно, более трудоемкое, но не вынуждающее убивать в плановом порядке. Ветклиники города, уверена, будут сотрудничать с городскими властями в этом деле. Да и жителям спокойнее, будут уверены, что убежавший из дома питомец не пропадет ради выполнения плана, а вероятнее всего, вернется к хозяевам.
В силу профессии мне достаточно часто приходится сталкиваться со смертью. Век собак и кошек довольно короток, и рано или поздно приходится прощаться с домашними любимцами. Болезни или старость уносят близкое нам существо, главным после этого остается достойное расставание с любимым всеми членами семьи питомцем. И одна из самых острых проблем – где похоронить умершее животное.
По инструкциям ветслужбы закапывать павших животных за-прещается, их нужно обязательно «утилизировать» – отвезти в соответствующие ветслужбы для по-следующей переработки. Больных и вовсе нужно сжигать.
На практике те, кто имеет садовые участки, часто хоронят останки на своей земле. Другие увозят на берег Урала, в лесопосадки, просто в степь. В европейских странах эта проблема решена. Например, в Германии, каждый, кто имеет домашнее животное, является членом соответствующего общества, вы-плачивает определенные взносы и имеет право похоронить животное на садовом участке, если такой есть. Это возможно, только если на территории нет грунтовых вод, специально охраняемых законом. Еще одним из путей решения проблемы стало захоронение на специальных кладбищах для домашних животных.
Можно захоронить тело или урну с прахом после кремации.
Такое решение позволяет избавиться от многих бед.
Предотвращается распространение общих для человека и животных заболеваний. Сохраняется экологическая среда, поскольку кладбища располагаются за городской чертой. Хозяева животных выполняют последний долг, сохраняя моральные и этические нормы цивилизованного человека, не травмируется психика членов семьи.
В. Пискунов – директор муниципального предприятия «Реквием»:
– С апреля этого года администрация города поручила мне разобраться в сути вопроса, подготовить ответ на письмо ветклиники «Viktory» об организации кладбища для домашних животных.
Честно говоря, вопрос, что называется, назрел. Многие хоронят домашних животных на пустырях и в лесопосадках. Зимой чаще всего выкидывают в мусорные баки.
Падшие и выброшенные животные сами по себе источник повышенной опасности. Они несут угрозу заражения людей целым букетом болезней.
Но сложность проблемы в том, что у города нет средств даже на обустройство кладбища для людей. В Орске существуют десятки старых и несколько действующих кладбищ, но недостает средств защитить их от вандалов, растаскивающих металл и просто разбивающих памятники.
Наверное, самый удобный вариант – это выделение площадки для захоронений в черте города и финансирование обустройства из городского бюджета.
Но не стоит даже предполагать, что захоронение животных может стать делом выгодным. Никакие выплаты не покроют затрат на землеотвод и согласования по бесконечным инстанциям. Успешный опыт создания таких захоронений в России есть только в единственном городе – Гатчине, что под Санкт-Петербургом, и несколько неудач с подобными начинаниями, в том числе в Москве и Тольятти.
В Орске год назад была попытка оформить распоряжением администрации передачи скотомогильника Орской биофабрики в ведение муниципалитета, но распоряжение не вступило в силу, поскольку внешний управляющий государственным предприятием имеет другое мнение. Поэтому проблема еще только ждет своего разрешения, вероятно, в первую очередь, депутатами горсовета.
С. Ромасенко, директор МУП «САТУ», на вопрос по телефону об утилизации отловленных, подобранных на улицах города животных пояснил, что у спецавтохозяйства есть договор с администрацией биофабрики, на основании которого всю умершую живность, подобранную на территории города, его работники обязаны вывозить в специально обустроенную биотермическую яму.
С. ГРИГОРЬЕВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024