Короли бензоколонок приходят в центр города
- Экономика
- 07-08-2004
Почти 130 лет прошло с тех пор, как Салтыков-Щедрин написал «Историю одного города», но его градоначальники до безобразия живучи - их черты нет-нет да и проступают в наших современниках.
Орчанам повезло больше, чем глуповцам. Многочисленные наши градоначальники безобразий не творили. Но, увы, редкому удавалось не идти поперек здравого смысла при принятии некоторых решений городского масштаба. В итоге случается, что там, где нужен микроскоп или пинцет, вполне справляются кувалдой и ломом. Тринадцатый градоначальник города Глупова Онуфрий Иванович Негодяев «размостил вымощенные его предместником улицы и из добытого камня настроил монументов», а 21-й глупов-ский градоначальник Угрюм-Бурчеев взял и вообще разрушил старый город, чтобы построить новый.
ДЛЯ ПОСТРОЙКИ АЗС ВЫРУБИМ ВНАЧАЛЕ ЛЕС
Фирма «Уралтехснабпром» задумала обзавестись автозаправочной станцией (АЗС) и присмотрела для нее земельный участок на площади Гагарина, слева от автовокзала. Выбирая это место, в «Уралтехснабпроме» руководствовались, естественно, соображениями выгоды: ведь рядом оживленная объездная дорога. Были составлены акт выбора земельного участка под строительство, проектно-сметная документация. Её согласовали со всеми заинтересованными городскими службами, включая центр госсанэпиднадзора и инспекцию по охране окружающей среды.
Проектно-сметная документация, наверное, прошла государственную экологическую экспертизу при Государственном комитете окружающей среды. Поскольку в соответствии с законами в противном случае строительство начинаться не должно. В общем, с точки зрения бюрократической, здесь, как говорится, комар носа не подточит. К тому же за подготовку названных документов фирма, надо полагать, выложила немалые деньги.
А вот если поразмыслить, пусть и с обывательских позиций, то получается вот что. Строительство развернулось прямо в лесозащитной зоне. Вырубили деревья, выкорчевали пни – и вперёд. А ведь в районе площади Гагарина, если не брать строящуюся заправку, можно насчитать ещё четыре АЗС. Оно вроде понятно – расположены они на разных дорожных направлениях и для автомобилистов это, возможно, удобно. Но, учитывая, что здесь самое оживлённое автомобильное движение в районе, тут же расположен автовокзал и как следствие всего этого, - чрезмерная загазованность территории. не много ли? Оказывается, всё той же бюрократической точки зрения, нет.
СКОЛЬКО СКАЖЕМ – СТОЛЬКО И БУДЕТ
Если раньше был генплан, существовали схемы, в которых чётко оговаривалось, сколько и в каких районах города должно быть АЗС с расчётом автопотока, жилых застроек и прочего, то теперь этого нет. И никого до сих пор отсутствие подобных нормативов не смущает. Никто до сих пор ни на какие расчёты хотя бы приблизительно не ориентируется. Хотя, например, во многих российских регионах этот вопрос неоднократно поднимался. И живо обсуждается до сих пор.
В принципе, выходит, что в Орске можно построить какое угодно количество АЗС и, что самое парадоксальное, почти в любом месте. Достаточно лишь согласовать всю необходимую документацию в различных инстанциях и пройти экологическую экспертизу. Одним словом, хотите вырубить лесозащитную зону – вот добро на вырубку, хотите построить заправку чуть ли не в центре города – вот разрешение на выбор участка. Со слов специалистов комитета по архитектуре, санэпиднадзора, экологической инспекции, никаких грубейших нарушений ни в ходе строительства, ни в ходе эксплуатации орских АЗС не было. Хотя, по тем же нормам СанПиНа автозаправочные станции причисляются к объектам IV класса, а, следовательно, санитарно-защитная зона для них 100 метров. Взять хотя бы заправку в районе Васнецова, расположенную рядом с железной дорогой, - от неё до жилого дома расстояние гораздо меньше. И ещё интересный момент: при строительстве АЗС обязательно учитывается общественное мнение. Мнение людей, проживающих в непосредственной близости от автозаправки. И документы, в которых этого нет, на экологическую экспертизу (по слухам, цена вопроса - 30 тыс. рублей) не принимаются, хотя и не всегда гарантируется, что, если люди против строительства, объект не будет реализован. Тем более не указывается, какое количество людей должно высказать это мнение – два человека или сто. В Орске подобная процедура проходит в форме опроса. И, что самое удивительное, по словам специалистов, население соглашается со строительством АЗС практически на 100%. Хотя, что там говорить, опрашивать людей можно по-разному. Это как собирать подписи в поддержку кандидата в депутаты. Можно приукрасить его былые заслуги, а можно вообще расписаться «за себя и за того парня». Были ли такие случаи у нас, остаётся загадкой. Пусть жители сами припомнят.
ЧЕМ ПАХНУТ ДЕНЬГИ?
В Орске, по официальным данным, работают 25 автозаправочных станций. По официальным, потому что есть ещё и так называемые «чёрные» заправки – бензовозы, мобильно кочующие по выездным дорогам города. Среди легальных - пять принадлежат ОАО «Оренбургнефтепродукт», остальные - частным лицам и прочим фирмам. Если округлить данные МРЭО ГИБДД Орска, то сейчас на учете в городе стоят в общей сложности 63 тысячи автомобилей. Это немного, учитывая численность населения города. Конечно, автопарк будет увеличиваться, но такой рост не приведет к значительному увеличению расхода топлива. Такой прогноз определяет активная замена автопарка, в котором львиную долю до недавних пор составляли автомобили с большим удельным расходом топлива. Им на смену приходят иномарки со средним потреблением топлива порядка 5,5-6 л/100 км, а также новые отечественные авто, выходящие по городу на уровень 8-8,5 л/100 км. Таким образом, если сегодня автомобиль условно заправляется 1 раз в неделю, то завтра он будет заезжать на АЗС раз в 10 дней. И тем не менее количество АЗС будет расти. Ведь говорить о том, что этот бизнес невыгоден, значит, произносить нелепые вещи.
Как воздействуют АЗС на окружающую среду, а стало быть, на людей? Прежде всего, это выбросы в атмосферу смесей углеводородов. Прибавьте сюда выбросы непосредственно автотранспорта. Местные экологи считают это несущественным компонентом. Но дело в том, что при анализе проектно-сметной документации просчитывается воздействие на атмосферу только отдельно взятой АЗС. Без учёта как существующих по соседству, так и иных факторов. По словам госинспектора по охране окружающей среды Орска В. Кистенёва, такой подробный анализ, где заправки, расположенные примерно в одном районе, будут рассматриваться как один объект, только планируется. Только тогда мы узнаем расчёты рассеивания, количество выбросов и пр. Возможно, надеются экологи, это и станет хоть каким-то сдерживающим фактором для роста числа АЗС. А пока даже о приблизительной картине общего воздействия заправочных станций на атмосферу того или иного участка или города в целом говорить не приходится.
В России на сегодняшний день более 26 тысяч автозаправочных станций (АЗС), являющихся конечным звеном нефтепродуктообеспечения и осуществляющих связь между производителями нефтепродуктов и миллионами потребителей. При этом сохраняется устойчивая тенденция роста реализации нефтепродуктов через АЗС по отношению к общему объему реализации. Эти объекты характеризуются высокой потенциальной опасностью: взрывы и пожары на них зачастую имеют катастрофические последствия, поскольку темпы выделения энергии высоки, а возможности локализации аварий ограничены. АЗС - это даже не бочка с порохом, а грузовик с гексогеном. И подвозить его никуда не надо – вот он стоит. Не случайно после событий на Дубровке московские власти издали распоряжение об усиленной охране автозаправочных станций. Конечно, современные АЗС снабжены огнепреградительными системами. Но, по словам специалистов, вероятность пожара и взрыва, тем более в случае тер-акта, поджога, аварийной ситуации, существует. В смысле безопасности - размещение их у жилых домов и мест большого скопления людей недопустимо. Тем более что автозаправки нашего города, в принципе, не охраняются. И мало ли что, не дай Бог, может произойти. Материалы расследования инцидентов, происходящих при эксплуатации АЗС, свидетельствуют о нарушении правил и норм безопасности должностными лицами вследствие несоблюдения или неудовлетворительного знания правил, норм и инструкций по пожарной и экологической безопасности МЧС России, о несоответствии современным требованиям ряда оборудования и приборов, обеспечивающих технику безопасности и охрану труда на АЗС.
Возможно, нас упрекнут в повышенной эмоциональности и неконструктивной критике, ведь АЗС для города - это «живые» деньги, тем более что все нормативы СНиИП соблюдены. Кто-то скажет, мы, мол, своей «некомпетентностью» преследуем собственные интересы и препятствуем экономическому развитию города…
Но ученые-экологи и специалисты МЧС бьют тревогу: на сегодня в России не осталось ни одного населенного пространства, которое можно было бы назвать экологически благополучным и безопасным. О нашем городе и говорить не приходится. И произошло это во многом потому, что сформирована целая армия «квалифицированных специалистов-чиновников», которая утверждает документацию, усредняя нормы.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024