От рассвета до заката – в руках ведро, веревка и лопата
- Общество
- 21-08-2004
Нынешнее лето отличается богатым разнообразием.
Оно словно продемонстрировало
свои возможности, чтобы каждому из нас было
что вспомнить зимой.
За последние четыре месяца орчане испытали практически все капризы погоды, когда внезапное похолодание сменялось почти сорокаградусной жарой, которую вмиг сдувал неведомо откуда взявшийся смерч, выворачивающий с корнем деревья.В ливень брода не ищи
Однако больше всего орчанам досаждали ливни. Раскаленная от высоких температур атмосфера начинала сверкать ослепительными молниями и греметь оглушительными раскатами грома. После небесной артподготовки разбушевавшаяся природа извергала на землю мощные потоки влаги. Через считанные секунды улицы превращались в бурные реки.
В один из таких моментов редакционный «УАЗ» проезжал по улице Краматорской. Впрочем, на обычное движение это походило мало: автомобиль вдруг будто поплыл по кипевшей поверхности, рискуя заглохнуть. Попутные и встречные машины одна за другой беспомощно замирали посреди дороги. Буквально через несколько метров мы едва не угодили в самый настоящий водоворот, и кто знает, куда он уходил – сквозь решетку или сразу в колодец без люка. Ливневая канализация явно не справлялась со своим предназначением, хотя она для того и строилась в свое время. Кстати, лет с той поры прошло немало. Первая очередь важной магистрали введена в эксплуатацию вместе с многоквартирными домами Соцгорода. Было это более полувека назад. Сколько дождей под землю утекло, выяснить нельзя. Даже старший мастер текущего содержания дорог и ливневой канализации муниципального унитарного предприятия «Спецавтотехуправление» В. Зайченко не скажет. Хотя он работает здесь уже 34 года.
– Центральный коллектор начинается с проспекта Ленина, от него ответвления идут на проспект Мира, улицы Краматорскую, Нефтяников и дальше, – поясняет Владимир Иосифович. – В начальной части системы лежат бетонные трубы диаметром пятьсот миллиметров, сменяясь стальными, чугунными и асбестовыми участками. Глубина – от двух с половиной до восьми метров. Приемники расположены через каждые пятьдесят метров.
Зайченко для МУП представляет особую ценность. Потому как на вопросы относительно подземного хозяйства города лучше него ни-кто не ответит: знает много, помнит еще больше. Причем до мельчайших деталей.
– Протяженность «ливневки» на проспекте Ленина составляет 3195 метров, здесь расположены 94 колодца, – уточняет собеседник. – От трамвайного кольца 4-го маршрута до площади Комсомольской она длиной 1500 метров, от нее до площади Шевченко – 1600. В целом по Октябрьскому району проложены 13 километров, по Ленинскому – около 8. В Советском действуют 4 километра наружных лотков. Если все это сложить, получится 25 километров с 540 люками. Последние участки по улице Гомельской в районе кольца трамвая первого маршрута появились в восьмидесятых годах.
Учитывая площадь территории города, цифры не впечатляют. В защите от стихии нуждается если не каждая улица, то подавляющее большинство. Взять, к примеру, улицу Строителей, постоянно утопающую от осадков. Как-то совсем уж собрались местные власти предпринять кардинальные меры, но подсчитали предстоящие затраты и отложили их на неопределенное время. Одна лишь проектная документация – 500 тысяч рублей. Хотя вопрос, что называется, назрел давно, ведь негоже в третьем тысячелетии находиться в прямой зависимости от небесной канцелярии. Случись даже просто обыкновенный дождь, автомобильное движение тут же парализуется со всеми вытекающими из туч последствиями. Плавают не только улицы, в непреодолимую преграду превращается, в частности, площадь Гагарина.
Как известно, у всякого явления свои объяснения. Но речь не о природном, сведения о нем содержатся в учебнике физики. Кто подзабыл, может заглянуть, освежить былые знания. Проблема кроется в состоянии ливневого хозяйства и в отношении к нему со стороны администрации города. Во-первых, оно не соответствует масштабам Орска, несмотря на то, что массовое жилищное строительство практически не ведется уже в течение последних полутора десятков лет. Во-вторых, не чувствуется, чтобы подземным коммуникациям придавалось должное значение. О них вспоминают, когда из-под ног начинают бить фонтаны. Так получилось, кстати, и с канализационным коллектором. В 2003 году в нем появились нефтепродукты. Откуда, почему – никому не ведомо. Так и с «ливневкой»: действует с прошлого века, пропускная способность не отвечает возросшим нагрузкам, к тому же используемые в конструкции материалы давно выслужили отпущенный срок.
Их бы в песне воспеть
Сам за себя говорит красноречивый факт. В подразделении, возглавляемом Зайченко, - 28 человек. Их задача – благоустройство Орска. Обслуживать ливневую канализацию, ремонтировать, обеспечивать ее функционирование по штату предусмотрено лишь пятерым. Фактически работают трое. Вот их имена, достойные всяческого уважения: А. Кухлевский, В. Пауль, В. Закопаев. Фотокор Д. Бикбов снял на пленку мужиков с большой буквы в разные моменты нелегкого труда. Он с опаской заглядывал внутрь колодца, спотыкался о кучи грязи, извлеченной только что, зажимал нос, а потом долго и старательно шаркал по асфальту подошвами обуви. Похоже, впечатление от увиденного еще долго не отпустит его. Зрелище, действительно, не для чужих глаз, а иностранцы, наверное, ужаснулись бы. У них даже негры в период рабства так не эксплуатировались.
– Когда начинается ливень, мы, вместо того чтобы прятаться под крышу, стремимся наружу, заранее определяем, где нужны наши руки, в каком месте произошел затор стоков, – вводит в курс дела Зайченко. – Чуть стихло – очищаем крышки в нужном месте и принимаемся за свои обязанности.
Слово «обязанности» звучит обыденно и нейтрально, поэтому о них стоит рассказать подробнее. Как правило, участки канализации забиваются тем, что смывает стихия с поверхности. Освободить их можно только одним способом – промыть под большим давлением. Но прежде необходимо добраться до самого коллектора. Цель достигается просто, путем проникновения в один из ближайших колодцев. Сначала к нему подъезжает так называемая «бочка», или машина с насосом, откачивает то, что удастся. В данном случае в нем оказался двухметровый слой жидкой грязи, который и предстоит извлечь. Инструменты самые примитивные – веревка, ведро и лопата, черенок которой не длиннее полуметра. Длиннее нельзя, поскольку пространство крайне ограничено с трех сторон – не развернешься. То утро выдалось прохладным, и все же Виктор Закопаев, когда его вытащили наружу, был мокрым как мышь. Болотные сапоги, оранжевый жилет, каска – в липкой жиже. Несложно представить его там, внизу, когда веревкой поднимается очередное ведро, а его содержимое расплескивается, попадая на скорченную в три погибели фигуру. Возле люка распространяется зловоние. На дне дышать практически нечем. Полагается надевать противогаз, но тот, кто сочинял инструкцию, ни разу в роли своеобразного золотаря, наверняка, не бывал. А если бы и рискнул, долго не продержался.
– Я уже тридцать лет в «Спецавтохозяйстве», до пенсии два года осталось. И рад бы уйти, а куда, кому нужен? Конечно, тяжко приходится, спина ноет, в поясницу стреляет. За ночь немного отойдешь, утром снова за свое, – скупо делится житьем-бытьем Кухлевский.
К вечеру, измазавшись до неузнаваемости и намаявшись до дрожи в коленках, они махнули водителю «бочки». Тот, дождавшись своего часа, опустил толстый шланг на дно. Загудел насос, нагнетая давление. Через несколько минут бригада возвращалась на базу, чтобы завтра все начать сначала в другом месте. Так называемое текущее содержание требует, без преувеличения, максимальных физических усилий. Чего только ни вытаскивают из колодцев: и ветки, и целые деревья и даже кровати. А ведь люди и не подозревают, что не видная глазу работа сопряжена с немалой опасностью, а то и с риском для жизни.
– Ни бриллиантов, ни золота мы ни разу не находили. А вот вероятность потерять здоровье – налицо, – признается Зайченко. – Однажды в одном из колодцев обнаружилась ртуть. На следующий день нашему сотруднику стало плохо, кровь из носа пошла. По Новосибирской рядом проходят коммуникации газовиков. Они, видно, сообщались с нашими: произошло отравление. Противогаз, конечно, дело хорошее, но и он выдерживает лишь один сезон – маска за что-то зацепится, шланг испортится. Рвутся сапоги, быстро изнашиваются спецовка, рукавицы, веревка, лопата. Агрессивная среда, одним словом.
Если завтра потоп?
Казалось, мужики, при жизни угодившие в настоящий ад, должны получать приличное вознаграждение. Между тем их заработок и до 2 тысяч рублей не доходит. Вредные условия не компенсируются ни доплатами, ни спецжирами. Объяснение одно: не предусмотрено. Всучить бы тому, кто устанавливал тарифную ставку, хотя бы на денек ведро, веревку и лопату. Ведь удавился и сам себя закопал бы! От безысходности, несправедливости, бездушия, наконец. На базе помыться негде: что уж об элементарном человеческом внимании рассуждать. Другой плюнул давно бы да принялся металлолом собирать. Судя по всему, совесть, законопослушание сильнее обиды, злости, возникающих, как правило, в подобной ситуации. Более того, выдержка, упорство тройки поистине уникальны. В поселке Первомайском есть дренажная канализация. Соорудили ее для отвода грунтовых вод ради спасения жилья. Летом «страшно умные» в техническом отношении хозяева забираются в колодцы и затыкают коллектор тряпьем. Набравшись, кристально чистая вода идет через верх. Остается направить ее в нужное русло для орошения огорода. Дешево и сердито. Правда, расплачивается сосед, у которого вдруг залило погреб. Всякий раз, когда поступает очередной сигнал бедствия, специалисты службы Зайченко, собрав нервы в кулак, принимаются за привычную процедуру: разрывают трубу и ищут. Способ испытанный – пробивают стенку. Не попали, дырявят следующий метр. Пока не извлекается злополучный «чопик», оказавшийся внутри системы. Затем чеканятся, или, сказать проще, ликвидируются отверстия, сделанные собственными руками.
– Бывает, напоминают о себе и ремонтники дорог, – продолжает иллюстрировать невеселую действительность Владимир Иосифович. – Участок между улицами Комарова и Ялтинской автомобилисты разбили до невозможности. Яма образовалась. Недолго думая, дорожники засыпали ее, считая свою миссию выполненной. Хотя именно там находился наш люк. Пришлось расковыривать целый камазовский кузов щебня.
Все беды, ведущие к заиливанию «ливневки», в сущности, заложены заранее. Все, кто мало-мальски знаком с принципами устройства дорог, не перестают ломать голову над задачей: почему в Орске они расположены ниже газонов, а везде наоборот, поэтому земля смывается в люки, превращаясь в пробки, которые как раз и осложняют жизнь орчан. Похоже, для властей города вопрос неактуален. Как, впрочем, и сам факт существования канализационной системы. Иначе не бедствовала бы многострадальная служба с пресловутой «бочкой», единственным средством устаревшей техники.
– Лет пятнадцать назад меня посылали за опытом в Свердловск и Омск. Уже тогда «Акваджет» там использовался на базе автомобиля «Мерседес». Это устройство для промывки подземных коммуникаций. Оно есть только у водоканальщиков, да и то лишь на «ЗИЛе». Иногда дают, но ненадолго. У нас и экскаватора-то нет, просим то на одном предприятии, то на другом.
Между тем со своими подчиненными Зайченко успевает приводить в порядок провалившиеся люки, восстанавливать разрушенную кладку колодцев, менять части труб, спасать торговые точки и дома от поднимающейся весной Елшанки, проникающей через сливы в жилую зону. Как это удается, ведомо им одним. Однако от уровня механизации зависит не только текущее содержание ливневого хозяйства. Его ветхость не вызывает сомнений, хотя полной картины истинного состояния местной «подземки», видимо, нет ни у кого. Невозможно определить и ее эффективность, а тем более ближайшее будущее. На некоторых участках, к примеру, в районе улицы Тобольской, она сообщается с грунтовыми водами, стало быть, начала разрушаться. Если вспомнить, что процентов семьдесят территории Орска уже подтоплены ими, о чем газета напоминала читателям, возникает вопрос: что будет с нами завтра, не ожидает ли город экологическое потрясение?
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024