Батареи просят огня, или нужны ли в коммуналке частники?
- Экономика
- 23-10-2004
Энергетики обещали отложить отопительный сезон в 30 орских домах до погашения текущих долгов. 25 из этих домов находятся на обслуживании ООО «Жилкомсервис», возглавляемого Л. Садовниковым. На днях тепло в эти дома все же дали. Правда, не обошлось без скандала и угроз перекрыть подачу тепловой энергии. Энергетики и частник никак не могут найти общего языка, а головы болят у рядовых горожан, исправно вносивших квартплату. А вдруг и вправду отключат…«Не дают работать»
Год назад мы писали о Л. Садовникове, который организовал ООО «Жилищно-коммунальный сервис» и взял на обслуживание четыре кооперативных дома по ул. Новосибирской. Леонид Павлович в коммуналке не новичок, все годы работы был так или иначе связан с коммунальной системой. И люди ему поверили: за год хозяйство пополнилось еще 21 кооперативном доме. Штат работников постепенно расширился до 79 человек, со временем появился офис. Хозяйство очень быстро обросло техникой. Несмотря на финансовые трудности, «Жилкомсервис» в первую очередь закупил и установил счетчики потребления электроэнергии, в итоге расходы сократились в несколько раз. Проводили зиму, приступили к ремонтным работам: латали крыши, ремонтировали трубопровод, электропроводку, арматуру. Не забыли остеклить подъезды, подрезать деревья. Пытаясь идти в ногу со временем, Садовников организовал диспетчерскую службу. И теперь не баба Маша, а компьютер контролирует работу всех лифтов, а один диспетчер заменяет два десятка лифтерш. Любой житель многоэтажек может связаться с диспетчерской прямо из лифта. Частный сервис предусматривает и платные услуги для жителей: штукатурно-малярные работы внутри квартир, замена трубопровода, плотницкие работы и многое другое. В штате есть паспортист, так что проблем с пропиской-выпиской нет. В общем, результаты годовой работы налицо. Одно плохо…
«Не дают работать, – пожаловался Садовников. – Чего стоит случай с лифтовым оборудованием. Сделали заказ, но незадолго до дня оплаты со счета нашей фирмы исчезли деньги. Как выяснилось, за очистку стоков. Нетрудно представить, каких трудов стоило добиться справедливости и вернуть «похищенную» сумму. Находимся в постоянном противостоянии с энергетиками. Несмотря на регулярные обращения, со мной не подписывали договор, а следовательно, не выставляли счета на потребляемые горячую воду и тепло. В июне от головного предприятия «Оренбургэнерго» договор все же пришел и был подписан с протоколом разногласий. Используя подтасовку дат, «Энергосбыт» выставил претензии об образовавшейся задолженности и одновременно отключил подачу горячей воды в жилые дома с целью вызвать возмущение жителей и вынудить к платежу необоснованной суммы. Мы подготовили документы о несогласии с предъявленными требованиями и передали их для разбирательства в прокуратуру Ленинского района. Прокурорская проверка установила, что «директор ОМО ОП «Энергосбыт» О. Захаров совершил самоуправные действия». Было возбуждено производство по делу об административном правонарушении. Энергетики предъявили нам счет по 1 июля – 3342 тысячи рублей ( в том числе пеня более 56 тыс. рублей). Но им известно, что с 1 июня мы пользуемся системой расщепления: деньги, получаемые от жителей, поступают в банк, а оттуда - по организациям. К нам поступают только деньги за обслуживание домов. От долгов я не отказываюсь, но счет явно завышен, и я намерен отстаивать свою правоту».
«Пусть суд нас рассудит»
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили начальника ОМО ОП «Энергосбыт» О. Захарова.
– Мы заключаем договоры на внутридомовое обслуживание со всеми УЖКХ и платим коммунальным компаниям за обслуживание данных сетей. Садовникову был передан подобный договор, и он обещал, что подпишет его в феврале этого года. Система получения платежей проста. Абоненты платят за отопление и горячую воду . Почта, в свою очередь, автоматически перечисляет платежи в «Энергосбыт». Агентский договор, заключенный с теплосетями, дает нам это право. Договор от Садовникова был получен тепловыми сетями в конце мая. Потом его передали в «Энергосбыт», а мы отправили его на подпись в Оренбург. То есть подписание договора затянулось практически на четыре месяца. Все это время абоненты расплачивались за тепло и горячую воду с Садовниковым, который обязан был перечислять эти деньги в теплосети, раз не заключил договора с нами. Куда он потратил средства горожан, я не знаю. Это сейчас выясняет УВД. Судя по всему, у Садовникова нет профессиональных специалистов, которые работали бы по вопросам возмещения убытков, льгот и субсидий. Действительно, с 1 июля деньги за тепло и горячую воду начали поступать к нам напрямую. Но по субсидиям и льготам мы от «Жилкомсервиса» не получили ни копейки. Я предлагал ему помощь в работе с администрацией по льготам, но он отказался. Не вижу, что у него есть желание погасить долг. Жильцы домов, которые обслуживает «Жилкомсервис», попали в неприятную ситуацию. Допустим, договор был подписан несвоевременно, но его отсутствие еще не основание не платить за поставляемую энергию. Гражданский кодекс гласит, что договор заключен с момента, когда стороны договорились о всех существенных условиях. А существенным условием является предмет договора. Тепловые сети тоже этих денег не получали. Попытаемся разрешить конфликт в судебном порядке.
Между двух огней
Кто прав, а кто виноват в этой ситуации – судите сами. Передо мной же этот конфликт поставил совершенно новые вопросы. Получается, что частник может отсрочивать платеж. Речь идет о нескольких миллионах рублей, которые за полгода способны заработать приличные проценты. Я никого не обвиняю, лишь рассуждаю о возможностях. Да, коммуналка никогда не приносила сверхприбыли, но можно по-всякому повернуть: себе брать больше, на обслуживание тратить меньше. «Тогда председатели товариществ откажутся от моих услуг», – заметил Садовников. Именно здесь есть свобода выбора, которую и дают альтернативные муниципальной коммуналке фирмы. Отдельные коммунальщики до сих пор не могут уяснить, что существуют за счет горожан. Два года назад власти практически насильно заставляли ЖСК преобразовываться в товарищества собственников жилья, чтобы люди могли сами выбрать организацию для обслуживания. Допустим, что энергетики действительно намеренно не торопились выставлять счета, чтобы потом «зажать» частника. Тогда почему бездействовали власть, управление коммунального хозяйства? Если частники нам нужны, значит, им надо помогать, в том числе и в решении конфликтов с монополистами. Если нет, тогда другое дело. Чтобы «задавить» предпринимателя, есть масса рычагов и способов.
- При существующей системе решать текущие вопросы частникам намного сложнее, – считает начальник управления коммунального хозяйства А. Савченко. – Некоторые думают, что коммуналка приносит солидную прибыль, но практика показала, что, если ответственно относиться ко всем вопросам, ни о какой прибыли речи быть не может. Главную сложность по-прежнему представляет получение средств из четырех источников: от населения, возмещение льгот, субсидии, дотации из местного бюджета. Как-то вмешиваться в отношения «Жилкомсервиса» с поставщиками энергии и воды у меня нет юридического права. Получилось, что две организации – «Орскводоканал» и «Энергосбыт» – сегодня готовы судиться с частником. Отмечу, что в муниципальном коммунальном хозяйстве более жесткий контроль над целевым использованием средств. Нашу деятельность проверяют ревизоры, специалисты финансового управления администрации. К примеру, если деньги выделены на тепло, то они пойдут только на эти цели. Ситуация показала, что без системы контроля со стороны города довольно рискованно доверять дома частникам. Ведь речь идет о людях. При серьезных ошибках со стороны частников администрации так или иначе придется искать выход из создавшейся ситуации. Сейчас пока трудно говорить, какой именно должна быть система контроля. Возможно, надо изучить опыт других городов. Пока коммунальное обслуживание взяли на себя только две частные фирмы – «Жилкомсервис» и ООО «Дом». Еще пять фирм оказывают услуги разного направления и работают с управляющими компаниями по договорам в качестве подрядчиков. Такое сотрудничество подразумевает контроль со стороны муниципальной управляющей компании.
Да, нужен контроль со стороны города. Но нужна и политика, направленная на поддержку частников. Если, конечно, город заинтересован в развитии предпринимательства в коммуналке. Так пора бы определиться уже…
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024