Могут уйти с молотка не только дома, но и жильцы
- Экономика
- 04-12-2004
Окраины Орска живут как бы наособицу – своя деревня, свои законы. И «чудес» на этих окраинах хватает.
В Ленинском районе есть поселок Первомайский. Знаменит он тем, что в одну его половину электроэнергия «течет» только эпизодически, а в другую – постоянно и с хорошим напором подают вместо холодной воды очень подогретую. В водоразборных колонках на улицах поселка Первомайского журналистский десант нашей газеты обнаружил горячие источники. Испытали легкий шок и сразу вспомнили, что в квартире с удобствами ближе к центру города за такое удовольствие надо платить по 46 руб. 35 коп. с каждого физического лица. А здесь подходи с куском мыла и получай удовольствие. Коммунальный сервис в Первомайском, прямо скажем, достоен книги рекордов. Главное, за подогрев той холодной воды платит не потребитель, а все горожане. Вот только жители недовольны. При поливе огородов эту воду сначала надо набирать в бочки, охлаждать, а уж затем – на грядки.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ «ВЕРХОВ» И «НИЗОВ»
Ситуация по другую сторону Урала, в Советском районе нашего города, раскинувшегося в двух частях света, как говорится, еще чудеснее. Парочку домов, один из которых в 9 этажей, а второй – пятиэтажка на 60 квартир, коммунальщики взялись отапливать бесплатно. Просто посовещались и решили подключить отопление «за так» до разрешения конфликта.
Пятиэтажка находится в поселке мясокомбината по ул. Осенней. Стоило приблизиться к дому, как бдительные жильцы настороженно спросили: «Корреспондент?».
А затем в несколько минут организовали стихийный митинг, с охотой поведав о трагедии маленького социума соседей. Жители этого дома не платят квартплату, они, как мертвые души, не могут прописаться и выписаться. Будущее 60 квартир и их владельцев не определено.
Дом из крупных типовых панелей расположен на краю поселка, построен всего семь лет назад и снаружи выглядит вполне прилично. Заселялась пятиэтажка в 1997 г. работниками мясокомбината. Люди, десятилетиями проработавшие на предприятии, получали жилье, заработанное долгими годами добросовестного труда. Были и такие, кто сдавал свою жилплощадь комбинату, а взамен получал побольше. Потом за эти квартиры еще и расплачивались по их себестоимости с родным предприятием.
Сейчас, когда ОАО «Орский ордена Ленина мясоконсервный комбинат» агонизирует, менеджеры предприятия-наследника утверждают, что здание является частной собственностью акционеров того разорившегося гиганта мясной индустрии. А поэтому люди, выкупившие в свое время квартиры, живут в частной собственности акционерного общества.
К слову, житель этого дома, кадровый мясокомбинатовец, сегодня оставшийся не у дел, В. Кобинов, переселяясь в новостройку, отдал родному предприятию двухкомнатную квартиру. Да еще доплатил 18 тыс. рублей. Даже мотоцикл по этому поводу пришлось продать. А теперь он мается, сожалея о квартире в Косом переулке. Не гнал ведь никто в проблемную новостройку, а старый дом давно стал муниципальным.
Его сосед С. Петров квартиру получал как служебную, потом доплачивал за нее десятки тысяч рублей. Петров по моей просьбе вынес пачку аккуратно скрепленных платежных извещений. Оказалось, что платят только за газ, свет и холодную воду. Квитанций по оплате других услуг никто не предъявляет, хотя платить готов любой конторе, которая возьмет дом на обслуживание.
После ликвидации жилищной конторы открытого акционерного общества с августа здание осталось без обслуживания, подавать тепло и ремонтировать трубы просто некому. Даже прописаться и выписаться, справку получить невозможно.
Коммунальщики городского жилкомсервиса уже по осени заварили люки в колодцах на трассах с горячей водой и отоплением перед домом. Чтобы не лазал кто попало без спроса, да и люки целее будут. Но тепло в дом № 4 по улице Осенней все же подали, хотя бы для того, чтобы систему отопления не разморозить. Вот только на обслуживание этот дом взять не могут – чужая собственность. Он оставался все годы на балансе умершего акционерного общества. Возможно, это делалось, чтобы самые упрямые жильцы все же выкупили свои квартиры, выплатив деньги акционерам: ведь до сих пор почти два десятка квартир числятся в собственности комбината.
Но кто-то из квартиросъемщиков не может заплатить, поскольку семья бедствует, кто-то обижен акционерным обществом и не намерен в принципе отдавать деньги банкроту. Им мясокомбинат тоже порядком задолжал.
жительница Н. Гурова так поясняет ситуацию по взаимным претензиям:
– Когда люди поняли, что акционерное общество кончается, а по долгам за отпуска и по заработной плате рассчитываться не намерено, многие просто перестали оплачивать коммунальные услуги. Мне еще повезло – недоплатили всего рублей четыреста.
Можно утверждать, что ситуация сложилась запутанная и, полагаю, тревожная. К тому же несколько дней назад копии всех документов, касающихся дома по ул. Осенней, отправлены факсом в московские офисы. Для изучения... Столичные хозяева здания по ул. Осенней в рамках ликвидации акционерного общества легко расстанутся с «неликвидами», могут продать и еще не выкупленные квартиры. А живущие в них люди и знать ничего не будут. До поры. В Советском районе уже есть здание с такой историей, принадлежавшее ранее одному из обанкротившихся и проданных предприятий.
Менеджеры комбината и городские власти требуют, чтобы жители объединились в товарищество. И уже пробовали создавать кондоминиум. Избирали председателя. Он работает в органах и все знает. Даже деньги собирали на оплату регистрации. Но Олег-милиционер, помыкавшись за документами по юстициям и прочим властным кабинетам, от этого «удовольствия» отказался, заявив, что здание ни-где не числится, а для выправления всех нужных бумаг придется бросать службу. Есть и другие «подводные камни». За оформление любого документа надо платить. Надо нанимать специалистов из посреднических контор или адвоката, платить им зарплату. Да еще кондоминиум будет обязан ремонтировать за свой счет сети до магистральных колодцев. Это сотни метров трасс воды, отопления, канализации...
Проще жить в муниципальном доме, оплачивая услуги, как и прочие сотни тысяч горожан. Сложилась парадоксальная ситуация, когда «низы» не желают создавать товарищество собственников жилья, а «верхи» – владельцы дома и городские власти настаивают на этом. Позиционная война «низов» и «верхов» бесконечно продолжаться не может, поскольку тепло и горячая вода стоят денег, а зданию все же нужен присмотр. Жильцы надеются, что город возьмет дом на баланс как бесхозное имущество, как взял десятки брошенных домов совхоза «Заречный», как будет брать на себя остатки ведомственного фонда ушедших в небытие «гигантов социалистической индустрии».
БОМЖЕВАТЫЕ «НИЗЫ»
Некоторые обитатели этого дома, не ведая и не желая того, подпадают под понятие «лицо без определенного места жительства». И. Белинский, один из работников мясокомбината, несколько месяцев назад стал дедушкой. Радость, конечно, в семье. Но и дополнительные хлопоты. Прописать внучку, получить на нее страховой полис, попасть на прием к детскому врачу, взять справки с места жительства для соцзащиты почти невозможно.
И не только эта семья переживает искусственно созданные «бумажные» проблемы. Люди умирают, иногда меняют фамилии, случается надобность в загранпаспорте для поездок за границу. Еще нужны справки студентам для получения социальных стипендий, пожилым людям – справки в Пенсионный фонд. И десятки прочих справок почти на все случаи жизни. А картотека паспортистки ликвидированного коммунального подразделения стала коммерческой тайной и хранится в АХО закрытого акционерного общества «Орский мясокомбинат», ставшего преемником банкрота.
Заведующий административно-хозяйственной частью нового предприятия Н. Погорелова готова отдать документы по дому товариществу собственников, но такового в природе пока не существует. Раздать листки учета жильцам она тоже не уполномочена, картотеку же хранит «по наследству», поскольку раньше руководила ЖКУ, которое и обслуживало дом по ул. Осенней. Вот так.
У работников паспортно-визовой службы Советского района в этой ситуации мнение однозначное – листок учета должен храниться у паспортиста ЖКС или кондоминиума. Иначе учета не будет.
Есть, конечно, и другой путь. Можно попробовать через суд вытребовать себе домовую книгу и самому заниматься пропиской и выпиской. Но это путь отчаянных и опытных законников, знающих особенности отечественного судопроизводства. Не каждый бывший работник мясокомбината на него решится.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ЖИЛОГО ФОНДА
Еще одна беда этой же окраины города – муниципализация брошенного сельхозпредприятиями. Если власть упирается и не желает брать на баланс пятиэтажку по ул. Осенней, то обветшавшие строения на одного – двух хозяев муниципализирует, не спрашивая мнения жильцов.
На крутом берегу речки Орь расположилось несколько улиц поселка Нагорного. Много двухквартирных домиков, стены которых поставлены больше полувека назад из досок, обмазанных глиной. Есть в стенах и камышовые маты – временный стройматериал первоцелинников. Владельцем этого «жилого фонда» до банкротства являлась агрофирма «Заречная». Дома бывшего сельхозгиганта администрация города берет на свой баланс.
Коммунальщики в глубине души понимают, что никакой платы за это жилье не хватит на бесконечные ремонты развалюх, где люди продолжают чувствовать себя квартирантами. И коммунальный сервис добровольно ремонтировать эти дома не намерен. Засыпные «коттеджи» на две квартиры приватизированы, в них живут, как правило, инвалиды или пенсионеры, имеющие право на льготы по оплате услуг.
На коварный вопрос самих жителей: «Где в домах на одного хозяина заканчивается собственность жильца и начинается муниципальная?» – служители комсервиса шутят, что крыша точно принадлежит городу. Жильцы радуются: «Тогда ремонт с крыши и начинайте, а то двадцать лет уже течет».
Простой пример. В одной из квартир от долгой эксплуатации прогорел газовый обогревательный котел, квартиросъемщики купили новый и обратились к коммунальщикам с просьбой переделать под покупку отопительную систему дома. Комиссиями ходили на обследование объекта до ремонта и после. Ругались все до крика. А когда члены комиссии увидели состояние крыши, куда должна выходить труба обогревательного котла, то схватились за голову – весь шифер необходимо менять. И это в коттедже, где на две квартиры – три льготника. Влетит ремонт этого дома городу в копеечку, а таких засыпных одноэтажек хватает.
Эпизод в масштабах города незначительный. О нем можно и не упоминать, но в этом году на основании распоряжения горадминистрации управляющей компании «Советская» предстоит принять на баланс похожие дома в пригородном поселке Ора. Домиков времен освоения целины здесь тоже хватает. И принимаются они на городской баланс все с той же целью – собрать квартплату с жителей бывших совхозных домов.
У власти своя логика, а воля, отдавшая распоряжение, непреклонна. Приказано сверху отапливать «частную» пятиэтажку, взять на баланс одноквартирные развалюхи» – следовательно, можно не сомневаться, кому положено, те и исполнят. А мы постараемся проследить за непростой, наполненной казусами «переходного периода» жизнью окраин.
С. ГРИГОРЬЕВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Слоганы писали и победу одержали!
03-12-2024 -
На Кирпичной и Краснодонской не будет света
03-12-2024 -
Школе-интернату – тщательное обследование
03-12-2024 -
На свет появились Иванна и Марианна
03-12-2024 -
Были ребята, а стали Орлята!
02-12-2024