Обыкновенный рядовой
- Люди нашего города
- 18-12-2004
Мы сидим за столом в маленькой, но уютной кухоньке ветерана Великой Отечественной войны Василия Леонтьевича Полозкова и его жены, труженицы тыла Анны Евсеевны. Клубы пара, со свистом вырывающиеся из носика закипающего чайника, лишь на мгновение отвлекают от военных воспоминаний…– До войны я работал трактористом, шофёром. В 1940 году, когда исполнилось 20 лет, призвали в армию. Поначалу попал в стройбат, за Байкал. В 1941 году распределили в роту, которая обслуживала аэродром, а в 1943-м воевать пришлось в Брянских лесах, откуда пошли в наступление всем фронтом и остановились разве что перед Кенигсбергом. Фрицы снарядов и пуль не жалели, поэтому даже окопы приходилось рыть в человеческий рост. Оттуда мы с напарником наблюдали за действиями противника в подзорную трубу. Где стреляют, где бомбят, где находятся танки – все эти сведения записывались и тут же передавались на огневую позицию, а уже оттуда – в штаб, чтобы корректировать передвижение наших войск, – вспоминает Василий Леонтьевич под шум чайника.
Однажды в блиндаж, где он находился с напарником-радистом, попали осколки гранаты. Василия Леонтьевича не задело, а вот радист погиб. Это был не единственный случай, когда прямо на глазах умирали товарищи. Смерть друзей бойцы воспринимали тяжело, хоронили, а медальоны отправляли родственникам…
Но и в мае 1945-го война для него не закончилась. Василий Леонтьевич уехал воевать на границу с Северной Кореей.
– С японцами было сложнее: у них ножи – финки, да и бегали они быстрее фрицев. В особенности – по болотистым местам, через осоку, – рассказывал ветеран, пока чайник продолжал исходить паром.
– На любой войне как на войне: грязь, кругом зараза, вши одолевают. Но всегда есть что вспомнить, и прежде всего – немногие светлые минуты. К примеру, с командиром мне очень повезло. Если я относил секретные документы в штаб, то, как правило, получал от него небольшую передышку. Командир, искренне заботившийся о своих солдатах, на войне был редкостью. А еще у меня был друг Иван. После войны постоянно переписывались, да только погиб он в аварии, – продолжает рассказ Василий Леонтьевич.
Войну, по его словам, он закончил без больших фанфар. С двумя медалями, в звании рядового.
Ну и что ж, что рядовой… Не всем же генералами становиться. Войну-то как раз и выиграли простые солдаты, которые, если надо, готовы были стоять насмерть. Вот, скажем, был такой случай: немецкие танки пошли в наступление и вскоре прорвали нашу оборону. Многие солдатики, в панике убегая в тыл, побросали оружие, а Полозков не бросил, оборонялся на рубеже из последних сил, пока не прислали подмогу.
В то время как Василий геройски воевал, в тылу работала его невеста Анна (в девичестве Горшенина). Они познакомились ещё в детстве и уже было собирались пожениться, только война их разлучила. На долгие шесть лет.
– Я уже не ждала его и не верила, что вернётся, ведь война есть война, да и некогда было об этом думать, работа все думы занимала, – вступила в разговор Анна Евсеевна.
Работать приходилось то на тракторе, то на комбайне, зимой их же ремонтировать, а вдобавок ходить в соседнее село с ведрами за горючим. За свой доблестный труд она тоже удостоена двух медалей.
Уже 58 лет они счастливы вдвоем, вырастили троих детей и шестерых внуков, сейчас вот помогают поднимать троих правнуков. Не все дети остались жить в Орске, кто-то уехал в Светлый, а кто-то проживает в Москве, но все, как один, постоянно навещают, помогая по мере сил и возможностей.
Раньше Полозковы жили в деревне Чукари-Ивановка, что в Кувандыкском районе, в Орск переехали не так давно, причем поначалу – без большого желания. Но куда было деваться? Тяжело пенсионерам в деревне, вдвойне тяжело, если дом без больших удобств.
– В городе, – смеётся Анна Евсеевна, – даже воду в хату провели, а там за ней в овраг приходилось ходить. И скотину здесь держать не надо, и на огороде работать необязательно, и печку топить по утрам ни к чему. Опять же, оплата коммунальных услуг – по льготному тарифу. А недавно губернатор нам машину новенькую вручил, хочешь – езжай куда глаза глядят.
Без дела даже на пенсии никогда не сидели. Дед всегда мастерил что-то, плотничал, был на все руки мастер. Я раньше и пряла, и вязала, а сейчас и глаза, и руки уже не те. А вот молодёжь совсем другая: не ценит ничего, не понимает, в транспорте места старикам не уступит, очень грамотная стала, не хочет подчиняться, в особенности – старшим по возрасту. Ты, поди, не такая?
Полозковы, похоже, искренне гордятся, что выжили в войну, внесли посильный вклад в Победу и послевоенное возрождение, воспитали себе достойную смену. Единственное, о чем мечтают, и не столько для себя, сколько для других, чтобы стариков нигде и никогда не обижали. А еще лучше – уважали. Право слово, они это заслужили…
Незаметно наступили сумерки. За окном шёл снег, торопились редкие прохожие, а чайник на плите всё кипел и кипел…
А. ТУРУШКИНА,
слушатель школы «Репортер»
(школа № 15).
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024