РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Неоплатный долг частично погашен

Почему-то так складывается, что судьба больнее всего бьет самых порядочных и добрых из нас. Как будто испытывает. А вдруг сдастся, а вдруг самый сильный превратится в самого беспомощного?Первый раз Владимира Федоровича Иночкина я увидела в кабинете руководителя территориальной общественной приемной представителя Президента РФ по Орску Н. Шапошникова еще в августе. Усталость, запечатленная на лице и навсегда успокоившаяся на дне по-стариковски бесцветных глаз, не требовала довеска из слов, чтобы рассказать о тяжести навалившихся на человека проблем. Владимир Федорович пришел к Шапошникову с просьбой посодействовать в проведении ремонта дома, в котором Иночкин жил вдвоем с женой – инвалидом I группы. Отработав вместе 85 лет на заводе им. Чкалова, потеряв по вине предприятия сына, престарелые супруги никак не могли добиться помощи. Несколько раз пытался Владимир Федорович прорваться к генеральному директору ОАО «Орскнефтеоргсинтез» Пилюгину, но его не пускали, а на все просьбы помочь с ремонтом отвечали отказом, ссылаясь на дороговизну необходимых ремонтных работ.
По своим каналам Шапошникову удалось выйти на администрацию завода, предприятие пообещало оказать помощь. А мы, в свою очередь, договорились спустя некоторое время навестить Владимира Федоровича и посмотреть на результаты долгой борьбы. Спустя 4 месяца я отправилась к Иночкину в гости.
– Проходите, не разувайтесь, я сегодня полы не мыл, – встретил меня у порога старик.
– Ну, как, сделали вам ремонт? – спрашиваю, хотя по следам прилипших к свежевыкрашенному полу газет вижу: что-то, похожее на ремонт, было.
– Сделали. Сам Пилюгин приезжал. Очень ему благодарен. Не побрезговал руководитель нами. Лично осмотрел дом, расспросил о нуждах, обещал помогать. Да я вам сейчас все покажу.
Владимир Федорович демонстрирует веранду, коридор, кухню. Да, ремонт был: красно-коричневая краска на полах, синяя и зеленая – на стенах, побелка на потолке.
– Вот еще дымоход соорудили, правда, горячей воды как не было, так и нет, оштукатурили фасад, покрасили забор. Из-за наступивших холодов краска на полу долго не высыхала, пришлось застелить газетами, а жена взяла да и прошлась, теперь не отскрести.
– В общем, помогли по полной программе?
– Помогли. Правда, оконные рамы не заменили, хотя Владимир Васильевич дал такое распоряжение, видите, через щели на улицу гляжу, линолеум не постелили. Но и за то, что сделали, хочу сказать большое спасибо.
Завод – и жизнь моя, и смерть…
Сейчас Владимиру Федоровичу – 79 лет. Он очень бодрый и небывало хозяйственный старик. Да и как иначе: на руках больная жена, за которой необходим тщательный уход. Иночкин умеет и успевает все: готовить, стирать, заниматься огородом, заготавливать соленья на зиму, дом содержит в исключительной чистоте. А приходится ему непросто. Помощи ждать неоткуда, одни они с женой остались в Орске, непростую жизнь пришлось им прожить.
Владимир Федорович приехал в Орск в 1948 году по настоянию матери, от родственников узнавшей, что местным заводам необходимы рабочие руки. К этому времени Иночкин успел повоевать, овладеть специальностью электромеханика. Призванный в армию в 1943-м, он после учебки сразу попал в самое пекло – на 2-й Украинский фронт в 208-ю танковую дивизию. Война для Иночкина закончилась в сентябре 1945-го в Порт-Артуре. Был ранен, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями за взятие Будапешта, Вены, Праги, есть у него и личная благодарность от Верховного главнокомандующего за мужество и мастерство, проявленные в боях.
Прибыв в Орск, Владимир Федорович устроился на завод им. Чкалова, тогда еще просто завод № 228, где и проработал почти 50 лет. Сначала в гараже, затем в цехе по производству масел, а позже в цехе по выпуску бензина. На заводе познакомился со своей будущей женой Анной, работавшей оператором и отдавшей в итоге предприятию 35 лет. Создал семью и осел в Орске навсегда.
Со временем семья Иночкиных выросла до 5 человек. У Анны с Владимиром родились два сына и дочь. Все как на подбор талантливые, красивые, умные. Старший сын Анатолий окончил школу без единой тройки, средняя дочь Татьяна – с золотой медалью. Но особенно гордились родители младшим – Сашенькой. Мальчик рос на редкость добрым, честным, с обостренным чувством справедливости, занимался спортом – словом, настоящий мужчина: сильный и смелый. До сих пор Владимир Федорович хранит почетные грамоты, дипломы о завоеванных сыном в спорте победах. Сразу после окончания нефтяного техникума Саша ушёл в армию, и не куда-нибудь, а в десантники. Как раз в то время Советский Союз ввел войска в Афганистан. Довелось побывать в горячей точке и Саше. О том, как переживали родители, и говорить не стоит, но пронесло: Сашенька вернулся целым и невредимым.
Разумеется, тут же встал вопрос о трудоустройстве. Александр решил идти на тот же завод, где не один десяток лет отработали родители.
– Это был 1984 год, началась перестройка, на заводе возникли трудности, неразбериха. Поэтому я изначально был против того, чтобы Саша устраивался к нам. Как чувствовал, – говорит Владимир Федорович.
Но спортивного, некурящего и непьющего парня завод им. Чкалова не мог упустить. 23-летнего Сашу взяли оператором в цех первичной перегонки сернистой нефти. Трудился младший Иночкин старательно, впереди ждали карьера, возможность получить высшее образование. Но, как известно, у судьбы свои планы. Не проработав и полгода, Саша погиб: в процессе выполнения ремонтных работ у него в руках взорвался огнетушитель. По заключению медицинского эксперта, смерть наступила «от отека головного мозга, перелома свода черепа и лицевой части черепа, кровоизлияния под оболочку головного мозга». Все произошло за три дня до празднования Победы – праздника дорогого не только для Владимира Федоровича, но и для Саши, на своей шкуре испытавшего, что такое война.
Акт-заключение о причинах гибели содержит прямые указания на вину администрации завода. Во-первых, отсутствовал инструктаж молодого специалиста по технике безопасности перед проведением ремонтных работ; во-вторых, были доказаны низкая дисциплина на производстве, отсутствие контроля и надзора со стороны руководства.
Уголовное дело против администрации завода очень быстро закрыли. А Владимиру Федоровичу на его попытки выяснить, почему не продолжается следствие, посоветовали не совать свой нос куда не следует. Иночкин до сих пор не знает, был ли кто-нибудь наказан за смерть сына.
Правда, похороны для Саши завод организовал пышные. Помог материально, тогда же, в 1984-м, сделал ремонт в доме безутешных родителей.
Только вот жена Владимира Федоровича после гибели Саши так и не оправилась. Убитая горем мать помешалась рассудком. Болезнь прогрессировала быстро. С каждым годом женщина все больше уходила в себя, как будто намеренно отстраняясь от страшной действительности. Сейчас старушка живет в своем особом мире, бессмысленно бродит по квартире, будучи не в состоянии самостоятельно даже принимать пищу. А Владимир Федорович вынужден бороться. Бороться в одиночку. Старшие сын и дочь давно уехали в другой город. Старик их лишний раз не беспокоит.
– Пока у меня есть силы, пусть дети живут спокойно, – говорит он.
Более чем на полтора часа Владимир Федорович из дома не уходит, боится за жену. За это время он успевает купить продукты, а последний год еще и побывать в разных инстанциях в поисках поддержки. О помощи в проведении ремонта Иночкин куда только не обращался. В ветеранской организации пообещали выделить стройматериалы, но ремонт 79-летнему пенсионеру предложили делать самому. В управлении социальной защиты сослались на завод: предприятие богатое, пусть помогает. На заводе пенсионер тоже долго не находил ответа.
Наконец предприятие откликнулось, даже генеральный директор приезжал, вроде бы и помогли… Но вопросы остались. Почему ветерану Великой Отечественной войны, ветерану труда пришлось ждать так долго, обивать пороги общественных приемных и иных чиновничьих кабинетов? Ведь завод перед ним в неоплатном долгу. И это не просто слова. Почему, все-таки приехав, не довели работу до конца: не отремонтировали жилые комнаты, не позаботились, чтобы у пенсионера появилась горячая вода (учитывая нынешнее состояние супруги Иночкина, это просто необходимо), не постелили обещанный линолеум, не заменили оконные блоки, а новую дверь даже не потрудились помочь установить?
Напомнить о себе
Со всеми этими вопросами мы обратились в ОАО «Орскнефтеоргсинтез».
– На ремонт дома Иночкиных были потрачены 98 тысяч 166 рублей, – рассказывает инженер-куратор отдела капитального строительства и ремонта С. Мирманов. – Поскольку дом, в котором они проживают, рассчитан на двух хозяев, то после визита комиссии, возглавляемой генеральным директором Пилюгиным, начальником отдела капитального строительства Кисловым, директором департамента управления персоналом и трудом Исаевым, было принято решение произвести ремонт фасада лишь половины дома. Но тут же всполошились соседи, тоже бывшие работники завода, и потребовали, чтобы фасад отремонтировали полностью. Что и было сделано. Кроме того, были сформированы откосы, отмостки из бетона, отремонтирована цокольная часть здания, произведена масляная окраска оконных переплетов, покраска и побелка веранды, коридора, кухни, разобран старый и установлен новый штакетник, заменена и окрашена изгородь, сконструирован и установлен дверной блок, дымоход. Я лично занимался оформлением всех необходимых документов. Но, как оказалось, пенсионеру угодить не так-то просто, у него постоянно появлялись все новые требования.
– Но Владимир Федорович говорит, что дверь он устанавливал сам, а горячей воды до сих пор нет?
– Дверь устанавливать ему помогали. А что касается горячей воды, то я объяснил Владимиру Федоровичу, что часть бумаг, от которых зависит подключение горячей воды, ему лично необходимо согласовать с районным коммунальным хозяйством, скорее всего, он этого не сделал.
***
– На сегодня ОАО «Орскнефтеоргсинтез» – одно из немногих предприятий в Орске, оказывающих реальную, а главное, регулярную помощь ветеранам завода. Ведь вы знаете, что за последние годы система социальной поддержки ветеранов была разрушена, нам же ее удалось не только сохранить, но и развить, – говорит директор департамента управления персоналом и трудом Исаев. – Два раза в год – к Дню Победы и в канун Дня пожилых людей – абсолютно все ветераны получают неплохое материальное пособие – подарок от завода. Наши ветераны отдыхают в санаториях, при необходимости могут рассчитывать на поддержку предприятия в проведении жизненно важных операций. В совокупности на различные социальные программы предприятие выделяет порядка 5–6 миллионов рублей в год.
С историей Иночкина я знаком. В том, что ветеран долго ждал помощи от завода, частично есть и его вина. Если бы с самого начала он не настаивал на визите именно к генеральному директору завода, который по объективным причинам не в состоянии лично общаться со всеми работниками, в том числе бывшими, а обратился с письменным заявлением в социальный отдел или непосредственно к специалисту, который занимается работой с ветеранами, то наверняка ему не пришлось бы обивать пороги иных учреждений.
Что касается проведенных ремонтных работ, то все, о чем Владимир Федорович просил, было сделано и вылилось в довольно приличную сумму. Об остальном (замене оконных рам, настиле линолеума) сейчас говорить трудно. Все будет решаться, исходя из имеющихся финансовых возможностей. Разумеется, фамилию Иночкина мы будем держать на заметке, но, спустя какое-то время, ему целесообразнее снова обратиться в социальный отдел завода, напомнить о себе. До сего дня ни одному из ветеранов в помощи завод не отказал.
Что ж, Владимиру Федоровичу, можно сказать, повезло: у него сильный характер, он ветеран богатого на сегодня предприятия, которое может помочь и помогло как смогло. Частично неоплатный долг погашен. Только чувство горечи осталось. Быть может, от осознания того, что живем мы в странные времена. На общем фоне вынужденного забвения большинства пенсионеров забота и поддержка своих ветеранов, закономерная благодарность за отданные производству силы, годы, а порой, и жизнь кажутся чем-то уникальным и несовременно благородным. Да, странные времена…

Материалы по теме

Неоплатный долг частично погашен

Почему-то так складывается, что судьба больнее всего бьет самых порядочных и добрых из нас. Как будто испытывает. А вдруг сдастся, а вдруг самый сильный превратится в самого беспомощного?Первый раз Владимира Федоровича Иночкина я увидела в кабинете руководителя территориальной общественной приемной представителя Президента РФ по Орску Н. Шапошникова еще в...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.