РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Солдатский кашевар

Жителей деревни Ульяновской области, где родился Егор Иванович, издавна называли «лапотниками». Умели здесь лыко драть да лапти отменные плести.Егор Иванович тоже владел этим народным промыслом, но заниматься приходилось не только этим, а и косить траву, скирдовать, ухаживать за лошадьми. На второй день после начала войны ему вручили повестку. Попал он сначала в Куйбышев, в военно-морскую школу, но распределили молодого бойца уже в пехоту. Дальше – больше. Не прошло и года, как Сергеев стал сапером. Научили его ставить свои мины и обезвреживать вражеские, а это вам, согласитесь, не лапти плести.
В сентябре 1943 года его вызвал командир части:
– Готовься к боевому заданию. Разведчики идут в глубь фронтовой полосы за «языком». На их пути будут не только заграждения, но и, скорее всего, мины. Ваша задача – обезвредить их. Как только разминируешь проход, возвращайся обратно.
– Есть! – ответил Егор Иванович и отправился на задание.
Ночь. Тишина. Солдаты ползут по болоту, не поднимая головы. Вот и колючая проволока. Сапер Сергеев, стараясь не производить большого шума, разрезал ее. Открылся небольшой лаз.
– Мне пора назад. Командир приказал.
– Пойдешь с нами. Вдруг впереди мины…
В кромешной тьме они продолжали ползти по-пластунски. И тут немецкий прожектор выхватил отряд из темноты. Начинается стрельба по живым мишеням. Егор Иванович сразу и не заметил, что ранен в правую руку навылет. Один товарищ был контужен, а другой и вовсе остался лежать бездыханным. Бойцов отправили в госпиталь. После долгого лечения Сергеева признали годным к нестроевой службе.
Определили его в хозчасть сначала разнорабочим, потом поваром. Закрепили за ним пару лошадей, чтобы привозить продукты.
– Легко служить-то при котлах? – спрашиваем ветерана.
– Да какое там! Все еще спят, а мне надо раненько встать и приготовить на всех сытный завтрак. И так – каждый день…
– А до войны умели стряпать, Егор Иванович?
– Не умел. Научился на войне.
– И чем солдат потчевали?
– Каша пшенная, говорят, у меня неплохо получалась, а еще – деревенские щи.
Как выяснилось, фронтовой повар не такая уж безопасная работа. Не случайно на его кителе красуются медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Однажды, когда армия дошла уже до Венгрии, случилось страшное. Близ озера Балатон Сергеев ехал в обозе. Внезапно началась бомбардировка. Бомбы падали рядом, лошади шарахались от испуга, а троих солдат убило на месте. Сергеев остался один. Но, слава Богу, добрался живым и невредимым до своей части.
– Как встречали местные жители?
– Отлично. Целовали и обнимали нас, дарили незамысловатые подарки. Похоже, и впрямь искренне радовались окончанию фашистской оккупации. С питанием сразу стало полегче, венгры подкармливали нас фруктами, овощами, куриным мясом и свининой.
Победу русский солдат встретил там же, в Венгрии, но уже в звании ефрейтора. Однополчане веселились, стреляли в воздух, а он стоял у котлов и готовил праздничный обед. В том же 45-м Егор Иванович вернулся в родное село. Отдыхал всего три дня, затем пошел работать в совхоз, а через полгода стал бригадиром. Непрекращающаяся засуха заставила перебраться к брату в Алимбетовку. Там, вроде бы, стало полегче.
Послевоенный Орск стремительно развивался, и Сергеевы переехали в наш город. Егор Иванович устроился на механический завод, откуда и ушел на пенсию. Жена недавно умерла, и теперь живется на редкость одиноко, а в восемьдесят шесть лет это еще и физически нелегко. Когда-то она подарила Горушке (так ласково называла его жена) Библию. Только сейчас стал ее зачитывать. В принципе, он не считает себя верующим, но всю войну носил крестик, то зашивая его в рубашку, то пряча в подкладку, лишь бы не увидели партийцы. Но вот недавно впервые посетил церковь.
У него три внучки и три внука, младшему из них – восемнадцать лет. Внук уже собрался в армию.
– А не страшно ли отпускать?
– Нет. Я служил, и он тоже должен пройти школу жизни.
– Нравится ли вам современная молодежь?
– Не очень. Не раз и не два замечал: идет по улице девчушка, юбка выше некуда, в руках банка с пивом, а в зубах – сигарета. Молодежи, наверное, это нравится, но мне не по душе. Скромнее надо быть.
Мы уходим. На прощание Егор Иванович подарил конфеты. Нам почему-то показалось, что из кухни доносится запах пшенной каши. Той самой, фронтовой…
С. ВАСИЛЬЧЕНКО,
школа № 35,
А. РОМАНЕНКО,
школа № 37,
М. ШИРОКОВ,
школа № 28,
слушатели школы «Репортер».

Материалы по теме

Солдатский кашевар

Жителей деревни Ульяновской области, где родился Егор Иванович, издавна называли «лапотниками». Умели здесь лыко драть да лапти отменные плести.Егор Иванович тоже владел этим народным промыслом, но заниматься приходилось не только этим, а и косить траву, скирдовать, ухаживать за лошадьми. На второй день после начала войны ему вручили повестку. Попал...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.