Одна судьба на двоих
- Люди нашего города
- 29-01-2005
Последние дни весь мир отмечает важную историческую дату – 60 лет со дня освобождения советскими войсками узников Освенцима. Примерно в одно и то же время происходило освобождение военнопленных из других концлагерей. Место и название иногда ничего не меняют. В Орске проживают немало бывших малолетних узников, воспоминания которых представляют собой общечеловеческую ценность. Именно с этой целью мы и направились к пожилой чете Семченко.Война застала Евдокию Демьяновну и Петра Ивановича, когда они были семилетними детьми. Шел 1942 год. В один из весенних дней территории Воронежской области, расположенные по правую сторону реки Дон, подверглись нападению фашистских захватчиков. Войска Красной Армии находились в то время на левой стороне реки. Между противниками велась бесконечная перестрелка. Несколько деревень, включая хутор Дивногорье, в котором проживали наши герои, оказалось на линии фронта. Немецкие самолеты начали сбрасывать бомбы на дома местных жителей. Люди прятались в подвалах и окопах, но многим так и не удалось спастись от врага. Войдя на оккупированную территорию, немцы обнаружили главным образом женщин, детей и стариков. Например, семья малолетней Евдокии состояла, кроме нее, из мамы, бабушки, дедушки и младшего брата. А маме Петра и вовсе приходилось одной заботиться о шестерых детях.
– Было очень страшно. Немцы выгоняли нас из собственных домов, отбирали скот, одежду, последние продукты. Мы, голодные, скитались по заброшенным сараям, – вспоминает Евдокия Демьяновна сквозь слезы.
Очень скоро в хутор Дивногорье, окруженный высокими меловыми горами, фашисты согнали жителей из соседней деревни. Тогда эти люди были вынуждены разместиться в большой пещере, расположенной внутри одной горы. Вместе с ними тяжелую участь пришлось делить и местным обитателям. Пещера заменяла не только кров, но и укрывала от бомб и снарядов. Однако долго находиться там было невозможно. Ко всему прочему заложникам не разрешалось брать с собой ничего. Замученные холодом, голодом и духотой несчастные выбирались по ночам из убежища, чтобы дойти до своего бывшего места проживания. Они надеялись раздобыть хоть немного еды и теплых вещей, а затем возвратиться обратно. Только всех, кто решался на подобные передвижения, ждали карательные отряды немцев.
В июне того же года фашисты начали угонять людей колоннами в неизвестном направлении под предлогом перемещения пленных в безопасное место. Дошла очередь и до матери Евдокии, которой приказали явиться ночью к деревенской школе с детьми.
– Три дня мы шли без отдыха, пищи и воды. Тех, кто выбивался из сил и не мог идти дальше, расстреливали прямо на дороге. Помню, я цеплялась за маму, а она мне в ответ: «Не реви, а то убьют!» – продолжает рассказ пожилая орчанка.
Пленников привели в город Острогожск Воронежской области и разместили в грязных бараках, огороженных колючей проволокой. Здесь они официально и стали узниками германского концлагеря. Его название наши герои забыли, зато отчетливо помнят о пережитых страхах, человеческой жестокости, не знающей границ.
Взрослых заставляли строить фортификационные сооружения, рыть окопы. Детей иногда выпускали за пределы лагеря, тогда ребята ходили по улицам и просили у горожан что-нибудь поесть. Немцы практически не кормили узников, и те в бараках постоянно умирали от недоедания, нервного и физического истощения и инфекций. Вплоть до освобождения, которое состоялось через полгода, в январе 1943-го, людям ни разу не разрешили помыться.
Оставшихся в живых к моменту прихода советских войск сначала временно расселили по домам Острогожска, поскольку они не в силах были даже самостоятельно передвигаться. В помещениях, занимаемых ранее немцами, оставались так называемые трофейные продукты: макароны и крупы. Горожане использовали их, чтобы накормить обессилевших узников. Через некоторое время освобожденные стали отправляться домой в товарных вагонах. Несмотря на холод, люди, одетые в лохмотья, радовались предстоящему возвращению. Однако радость вскоре сменилась болью, когда перед глазами предстали разрушенные врагом родные деревни. Переживших лагерные мучения вновь ждала жестокая борьба за выживание.
– Летом мы стали лепить себе землянки, засаживать огороды, но ничего не росло, так как земля была испорчена бомбежками, – вступает в беседу Петр Иванович. – Даже после окончания войны мы еще долго жили впроголодь. Правда, потом в нашу деревню откуда-то начали привозить продукты и одежду. Время смывало с нас грязь, постепенно забывались старые болячки.
Евдокия и Петр вместе учились в одной школе. Затем Петру предложили пройти фабрично-заводское обучение, и 16-летний паренек уехал в Ленинград. В северной столице он пробыл несколько лет: учился, работал в Метрострое. И вот однажды Петя приехал в отпуск навестить своих родных. В деревне как раз проходили выборы. Парню очень хотелось проголосовать, но у него не было с собой открепительного талона. Симпатичная и строгая девушка, секретарь выборной кампании, не подпустила настойчивого молодого человека к столу избирателя. Он простоял на улице до вечера, дожидаясь удобного случая, чтобы пройти на участок и все-таки выполнить гражданский долг. Ему не удалось. Но в тот вечер он понял: произошла судьбоносная встреча. Девушка-секретарь – его будущая жена. Начались встречи, и вдруг неожиданно выяснилось, что в детском возрасте они находились в одном концлагере. Оказалось, они вместе, наравне со взрослыми переносили тяготы лагерной жизни, вместе страдали от нечеловеческих условий!
Молодые люди поженились и уехали поднимать целину в Адамовский район Оренбургской области. Там у них родился сын Юрий. Петр Иванович получает почетную медаль как передовик производства. В 1974 году чета вынуждена была перебраться в Орск из-за внезапно обнаружившейся болезни Евдокии Демьяновны, требующей постоянного контроля врачей. С тех пор они никуда больше не уезжали.
В 1987 году Юрия призвали в армию, и по странному стечению обстоятельств он попадает по распределению туда, где раньше находился лагерь для военнопленных. Именно тот лагерь, в котором мучили его родителей, когда они были детьми. Еще более странным оказывается совпадение времени пребывания: Юрий проводит в части полгода, ровно столько же, сколько пробыли тогда Евдокия и Петр.
Через несколько лет супруги теряют единственного сына. Горе этих двух проверенных судьбою на стойкость людей не поддается словесному описанию. Но порою в жизни нам встречаются люди, сила духа которых поражает воображение. Это про них. Ничто не отняло у стариков прирожденного радушия и доброты, каких зачастую не встретишь в современном мире. Ничто не смогло сделать их обозленными на прожитую жизнь и общество. Сейчас Евдокия Демьяновна и Петр Иванович вдвоем воспитывают 15-летнего внука и продолжают верить в светлое будущее. А как иначе? Ведь не может наполненная тяжелыми испытаниями жизнь быть прожитой напрасно…
Н. ЗАХАРОВА.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024