ОЗМК – 70 лет: возраст созидания
- Экономика
- 11-08-2005
Компания «Митаз» прошла традиционный путь развития, характерный для отечественного бизнеса. Мы начинали, как и многие в годы перестройки, с охранной и торговой деятельности. Хотя уверенность, что настоящие перспективы связаны только с производством, не покидала. К сожалению, из-за тяжелейшей ситуации в экономике тогда это было нереально.
Р. Гафаров, председатель совета директоров ЗАО «Митаз-холдинг»:
Легкие конструкции требуют тяжелого труда
Лишь во второй половине 1999-го в «Митаз» поступило предложение от конкурсного управляющего заводом легких металлоконструкций.
После тщательного изучения обстоятельств, в которых оказался завод, пришлось принимать меры кардинального характера. Они диктовались насущной необходимостью. Во-первых, стояла задача погасить миллионные долги, оставшиеся от прежнего собственника. Далее следовало восстановить и запустить старое оборудование, а некоторые участки оснастить современным. Кроме того, предстояло изменить организационную структуру. Как выяснилось, она представляла собой целый ряд мелких фирм, действовавших вразнобой. Пришлось их объединять в единое целое, то есть создавать единый производственный комплекс.
Однако самая главная задача, на мой взгляд, заключалась в изменении психологии людей. Пришли мы в январе, собрали остатки коллектива – 112 человек – в конференц-зале. Раньше здесь, кстати, работали около 1700. Сидят понурые: зарплаты нет, перспектив тоже. А им говорят, что цеха вновь оживут, впереди если не счастливое, то уж, по меньшей мере, стабильное будущее точно. Недоверие витало в воздухе откровенное. Нам поверили в августе 2000-го, когда накануне 65-летнего юбилея ОЗМК в сквере перед административным корпусом вдруг опять забил фонтан. Впрочем, не вдруг, а после соответствующих затрат в 300 тысяч целковых. Некоторые отговаривали: до того ли сейчас. Не поняли – фонтан явился символом возрождения. Когда его включали, собрался весь свободный от смены народ.
Но это случилось позже. Событию предшествовали нелегкие усилия по поиску партнеров, которые, как правило, представляют собой крупные предприятия. Перед коллективом открылись неведомые горизонты, предполагающие более высокий уровень ответственности. Быстро последовал простой вывод: для развития производства нужны средства, а они имеются только в банках. Условие для сотрудничества с ними одно – прозрачный бизнес. Налаживался он трудно, постепенно, шаг за шагом. Тяжелыми гирями висели внутренние проблемы. Среди них так называемая инерция мышления. Основная беда заключается в отсутствии резервного запаса металла – полагали на заводе и ошибались. Успех зависел от наличия заказов.
Поэтому все было подчинено формированию четкой маркетинговой службы. Задача диктовалась насущной потребностью. Пока завод простаивал, его место заняли другие производители, и орчан быстро вычеркнули из списка действующих. Конкуренты стояли в боевой стойке, так что своя ниша на рынке завоевывалась тяжелым трудом. Первая отдача пришла в виде заказа на 1 тысячу с лишним тонн из Москвы. В Красногорске строился полиграфический комбинат, куда мы поставляли колонны и балки. Причем такого качества, что монтаж объекта значительно ускорился. Словом, проверку на профессиональную состоятельность ОЗМК выдержал с честью. Сегодня, взвесив все наши возможности, мы поставили перед собой вполне конкретную цель – стать лучшими в России по выпуску несущих конструкций. Требования к ним предъявляются строгие, и по плечу они далеко не каждому.
Не скрою, проблем за пять лет вскрылось много. На заводе – четвертый за пять лет директор. На этот раз, похоже, выбор оказался верным. У А. Храпова хорошая закалка, основанная на славных традициях и четко выстроенной системе взаимоотношений в коллективе. Надеюсь, предприимчивость в сочетании с производственным опытом помогут реализовать общие задумки, которые найдут отражение в стратегии компании. Безусловно, планирование будущего, когда у правительства отсутствует промышленная политика, требует изрядной смелости. Тем не менее каким будет завод в ближайшие годы, уже видно. Кроме зданий и сооружений, здесь будет развернуто производство вышек для линий электропередач, всех видов опалубки, емкостей огромных размеров. Примерно года через два мощности должны выйти на 1000–1200 тонн изделий, то есть увеличат объемы вдвое. Уже сегодня ОЗМК производит 65 процентов всей валовой продукции компании, и его результаты сказываются на всем «Митазе».
С полной готовностью отправляются сооружения с завода
Завод металлоконструкций на карте города появился в далеком 1935-м. Стало быть, речь идет об одном из старейших предприятий промышленности, где накоплен бесценный производственный опыт и до сих пор сохраняется преемственность поколений. Именно это достояние помогло выстоять коллективу в трудные времена.
О том, чем живут металлисты сегодня, с какими проблемами сталкиваются и как их решают, наш корреспондент беседует с директором А. Храповым.
– Семьдесят, безусловно, славная дата. Но вот какой возникает в связи с ней вопрос: не мешает ли груз семидесяти прошедших лет работать в новых условиях, когда требуется, как часто говорят, новое экономическое мышление?
– Для кого-то, может, и тяжелый груз, а для нас – фундамент для новых достижений. Коллективу есть чем и кем гордиться. Вспоминая славное прошлое, он не растерял ни кадры, ни умения преодолевать трудности, сохранил в хорошем состоянии основные производственные мощности. То есть у него есть все, чтобы уверенно смотреть в завтрашний день, обеспечивать своим семьям определенный уровень благополучия.
– Кроме того, юбилей является очередной страницей в летописи ОЗМК. Перед тем как ее перевернуть, хотелось бы узнать содержание последних строк.
– Перевернуть – не означает забыть. Завод потому и развивался, что действовал последовательно, поднимался с одной ступеньки на другую. Новые экономические условия заставляют вносить серьезные коррективы в прежнюю политику. В юбилейный год мы сделали упор на работу с заказчиками на основе новой идеологии, если можно так выразиться. продукция должна носить печать творчества, индивидуальности, неповторимости и предугадывать запросы потребителей. Недавно нам заказали крытый стадион. Мы стали развивать тему и пришли к выводу о многофункциональности сооружения, где можно проводить разнообразные массовые мероприятия, к примеру, принимать заезжих эстрадных звезд. В итоге оно окупится гораздо быстрее, чем в первоначальном варианте. Рациональный подход сомнения не вызывал, предложение было оценено по достоинству и принято.
– Это тот редкий случай, когда совпадают интересы обеих сторон.
– Подобного рода подходы диктуют законы конкуренции. Результаты лишний раз подтверждают нашу правоту. Цеха загружены до предела по октябрь включительно. А ведь еще в феврале, марте и апреле они страдали от отсутствия заказов, а еще больше – от неизвестности.
– Где лучше знают и предпочитают с ним сотрудничать – на внутреннем рынке или за его пределами?
– Трудно назвать уголок России, где бы не стояли наши сооружения, включая районы Крайнего Севера, регион Урала. Своеобразной визитной карточкой Орска стал крытый рынок «Авангард». На днях отправлена последняя партия металлоконструкций в Оренбург – тоже для торгового комплекса. После встречи с администрацией области число заказов увеличилось. Надеюсь, наши предложения привлекут и другие муниципальные образования. ОЗМК готов продемонстрировать накопленное мастерство в странах дальнего зарубежья. В ближнем прочные контакты налажены в Казахстане, ведутся переговоры с фирмами Узбекистана и Таджикистана.
– Праздники имеют один недостаток – к ним долго готовятся, но они быстро заканчиваются и сменяются заботами. Вероятно, не является исключением и ваше предприятие?
– довольствоваться сегодняшним днем нельзя. Вопрос номер один, который задают нам заказчики, касается цены. Поэтому на повестке дня – вопрос снижения себестоимости изделий. Не менее важная составляющая успеха – внешний вид, степень защиты от коррозии. Иными словами, речь идет о внедрении прогрессивных технологий. На достижение цели направлен целый ряд соответствующих мероприятий по реконструкции мощностей. В нее, рассчитанную до второй половины 2007-го, предусмотрено вложить 25 миллионов рублей. Практическая реализация начнется в четвертом квартале текущего года.
С нашей продукцией жизнь ярче
Производство металлоконструкций требует мужских рук. И они на заводе есть, иначе не росли бы объемы ОЗМК вместе с ассортиментом продукции, которая востребована не только в Оренбуржье, но и за его пределами. Однако успех был бы невозможен без женщин. На предприятии они составляют меньшую часть трудового коллектива, тем не менее вклад их трудно переоценить.
Среди них – Вера Харитонова, крановщица цеха ограждающих конструкций:
– Мой кран смонтирован в 1975 году. Тогда я впервые переступила порог проходной, и мне сразу доверили новую технику. Так что у меня два юбилея – личный и заводской. Оба одинаково дороги и значимы. Во-первых, здесь я состоялась как профессионал; во-вторых, важно ощущать себя продолжателем традиций, заложенных предыдущими поколениями. Так думают и остальные ветераны. Поэтому, какие бы трудности ни возникали на нашем пути, они будут обязательно преодолены. Сегодня предприятие испытывает явный подъем. Не скрою, приятно сознавать и свою долю участия в поиске выхода из нелегкой ситуации, создавшейся в конце 90-х. Это дает новые силы для выполнения производственной программы.
Елена Матюшина, электросварщик цеха рамных конструкций:
– В иной профессии себя уже не представляю. Наверное, так у всех, когда работа не в тягость, а в радость. А радость оттого, что знаю: выполняю не просто очередной заказ. Мой труд, воплощенный в производственный цех, торговый комплекс или авиационный ангар, конечно, лишь маленькая частица общих усилий. Но именно это обстоятельство дает ощущение причастности к большой и дружной семье ОЗМК. Ответственность за марку завода заставляет совершенствовать свои знания, к тому же орские сооружения с успехом используются в Узбекистане, где случаются землетрясения. Поэтому каждое задание стараюсь выполнять на совесть. Радует, что завод все увереннее встает на ноги и смелее заявляет о себе на рынке. Стало быть, есть у него перспективы, будущее.
Ирина Дорошенко, маляр цеха рамных конструкций:
– Мы придаем продукции, как говорится, товарный вид. Конструкцию мало собрать, необходимо защитить ее от коррозии, чтобы служила дольше. Кроме того, после нанесения нужного колера, холодный металл уже смотрится совершенно по-другому, и, когда здание собрано, оно получает свое неповторимое лицо. Кстати, процесс, несмотря на внешнюю простоту, довольно технологичен, толщина слоя краски измеряется микронами специальными приборами. Наш цех можно назвать своеобразными воротами заводами. Все, что здесь изготавливается, проходит через наши руки и только потом отправляется по указанному адресу, живет, приносит людям пользу, радует глаз. Я люблю все красивое и стараюсь, чтобы наша действительность была яркой и неповторимой. Ради этого можно и после смены остаться, и в субботу выйти.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
2025 год может стать поворотным для Центрального парка
26-11-2024 -
Свалкам – бой!
26-11-2024 -
Пусть водоснабжение станет надежнее
26-11-2024 -
Новая техника – новые возможности
26-11-2024 -
На праздники — в Тюмень и Приобье
26-11-2024