О том, как наши тюменцев удивили

Совсем недавно президент Путин приезжал в Северодвинск, чтобы присутствовать на знаменательном событии – пуске на воду подводной лодки нового поколения «Гепард». Вряд ли такое было бы возможно при генсеке Брежневе: тогда подводные лодки мы штамповали, как жилые дома. В том смысле, что производство было поставлено на поток, и очередной пуск был знаменательным лишь для судостроителей. Совсем недавно первый зам. губернатора области (сам губернатор собирался, но не смог) и другие официальные лица приезжали в Орск, чтобы присутствовать при знаменательном событии – пуске в эксплуатацию блочной модульной котельной в поселке Новая Биофабрика. Да, такая котельная - новое слово в коммунальной энергетике. И орская – первая в области. Но знаменательным это событие, собравшее столько первых лиц, стало, скорее всего, по другой причине. Все они съехались для того, чтобы воочию увидеть результат труда, к которому приложили руку очень многие – от губернатора области до орского слесаря. Вот об этом и прежде всего о людях, которые имели самое непосредственное отношение к идее появления модульной котельной в Орске и ее пуску, мы и хотим сегодня рассказать.Cо специалистами и рабочими предприятия «Орские тепловые сети» мне довелось познакомиться лет 6-7 назад. Поводом для встречи послужила авария на той самой злосчастной котельной Биофабрики, которая теперь уступила место модулю. Пять морозных декабрьских дней бригада рабочих под руководством главного инженера Владимира Николаевича Гончарова, которого генеральный директор МПО ЖКХ В. Васькин назначил на это время «комендантом» поселка, спасала жилые дома. Я была в эти дни вместе с ними. Слаженная работа бригады особенно разительно смотрелась на фоне полной расхлябанности и профессиональной несостоятельности местных «спецов». До сих пор помню слова Гончарова, взывающего к окружающим: «Уберите его отсюда!». Это относилось к начальнику котельной, который по причине нетрезвого состояния как привидение слонялся по территории.
За прошедшие с того времени годы еще не раз обращалась в своих статьях к работе коллектива тепловых сетей. Вместе с Гончаровым облазила не один десяток метров теплотрасс. Я уже знала: если еду брать у него интервью, значит, надо надевать джинсы и кроссовки – разговор в кабинете всегда заканчивался выездом на место. А на месте спускалась в траншеи, беседовала с рабочими, мне показывали, почему и сколько метров труб заменено, рассказывали, какие были проблемы и как они решались. И всегда восхищалась трудом этих людей: работали быстро, слаженно, с высоким качеством.
Но вернемся к поселку Новая Биофабрика. В те декабрьские дни спасти жителей от зимнего холода удалось, как и сложную систему коммуникаций. Но проблема осталась: разваливающаяся котельная, на восстановление которой требовались значительные затраты, каждую зиму держала в напряжении руководство как коммунальных служб, так и администрации города. О жителях и говорить нечего: мерзли, бедные, кутаясь кто во что горазд.
Кто-то из великих сказал: «Даже если собрать вместе девять беременных женщин, они не родят ребенка за один месяц. Идея должна созреть». Тем более, если эта идея требует значительной финансовой подпитки. Восстанавливать старую котельную в поселке, значит, загонять деньги в песок. Строить новую – необходимо 35 миллионов рублей, которые орский бюджет не потянет ни при каких обстоятельствах. Нужны абсолютно новые варианты, идеи.
Вступление предприятий страны в рынок потребовало от них поиска и освоения современных производств, технологий, способных конкурировать хотя бы на российском рынке, не говоря уже о международном. В ряде городов России одно предприятие за другим осваивают выпуск модульных котельных – продукции для наших заводов совершенно новой, но давно зарекомендовавшей себя в мировой практике коммунальной энергетики. Прослышав об этом, вначале областные, а затем и наши местные начальники совершают вояж на один из таких заводов, находящийся в Тюмени. Почему на север – понятно. Тюменцы - народ в борьбе с холодом закаленный, опыта им не занимать. Да и как потом выяснилось, модульные котельные они производят самые дешевые в стране, но при этом и самые надежные.
Несколько месяцев ушло на поездки, согласования, заключение договора. Что касается денег, то область пошла навстречу Орску: на покупку котельной сложились сообща.
Тут самый раз назвать имена и фамилии начальников разного ранга, которые всю эту схему прокрутили. Ведь это только на бумаге все просто – поехали, договорились, денег дали. На самом деле все было намного сложнее. Среди причастных к появлению в Оренбуржье первой модульной котельной - зам. губернатора по капстроительству и инвестициям Ю. Карпов, мэр Орска Ю. Черноусов и его первый зам. Н. Кондрашов, генеральный директор МПО ЖКХ В. Васькин, начальник «Энергонадзора» В. Пау и его помощники, директор теплосетей Ф. Рахманкулов и многие другие. Ну а доводили дело до ума – рабочие и мастера теплосетей. И поставили в нем хорошую жирную точку. А может, и восклицательный знак.
Пока главный инженер тепловых сетей Гончаров разговаривает по телефону, я осматриваю кабинет – давненько у него не была. На столе в письменном приборе вместо ручки – кусочек алой ленточки. Человек, думаю, серьезный, а тут ленточки какие-то. Но оказалось, что это кусочек той самой ленты, которую разрезали при пуске модульной котельной. Видно, непросто она досталась, если, в общем-то не склонный к сентиментальности технарь Гончаров украшает свой кабинет такими вещами.
Модульная котельная пришла в Орск в конце октября на территорию ЗЖБК. К этому времени рабочими и мастерами тепловых сетей была подготовлена площадка для ее установки: подвели газ, водопровод, линии электропередач. Во главе работ стояли все тот же Гончаров и его заместитель В. Гейст. Кстати, Виктор Эрнстович руководил работами от выбора площадки до пуска котельной.
Теперь нужно было перетащить три модуля весом 24 тонны каждый и два модуля по 12 и 18 тонн к месту постоянной стоянки. А это, как оказалось, сделать было непросто. Поставив на «лыжи» первый модуль, 8 км прошли часов за девять. Слабые тракторишки еле справлялись с таким грузом, а перетащить предстояло еще более тяжелые модули. К тому же, время поджимает – впереди еще монтаж и пусконаладка. Пришлось подключать руководство города. В результате было дано разрешение на использование БелАЗа. Пригнали также «Кировец», перекрыли движение, проверили трассу на пути следования. Состав в несколько десятков тонн был готов к движению. «На БелАЗ грузить модуль нельзя, - рассказывает Гончаров, - мог задеть линии электропередач. А их на пути следования было 37. Мы с Гейстом впереди бежим, как во время войны по минному полю, руками знаки подаем. Подъехали к мосту через Орь. Сердце колотится – вроде все предусмотрели, а вдруг рухнет?». И только после того, как мост остался позади, все облегченно вздохнули. Ноябрь в этом году выдался дождливым. Не хотелось выходить на улицу: было мокро и сыро. Земля уже не впитывала влагу, оставляя на поверхности лужи, которые ночами затягивало тонким слоем льда. Тяжелая техника, с помощью которой устанавливали привезенные модули на подготовленную площадку, проваливалась в расквасившуюся землю. Приходилось завозить скол, разравнивать и уже на него загонять краны. Люди работали по 12-14 часов в сутки, без выходных – время поджимало, близились холода. Среди тех, кто варил лыжи для перевозки модулей, тащил их, устанавливал, руководил работами, были зам. директора теплосетей А. Штумф, слесари Г. Максимов, М. Иванов, П. Миркин, Ш. Кутлямбетов, старший мастер А. Холоденко, автокрановщики В. Маркин, П. Юров, И. Глазков, машинист экскаватора В. Курушкин, сварщик А. Погадаев, водители В. Онипко, И. Сулейманов. Вместе с ними работали и тюменцы. Но, как признается Гончаров, их приходилось «гонять»: не привыкли они к такому темпу работ. А Гейст добавляет: «Зам. главного конструктора честно признался: такого еще не видел. Приеду домой, расскажу своим ребятам». Монтаж начался 5 ноября, а 22-го уже вышли на пусконаладку.
27 ноября состоялся торжественный пуск котельной. Было много высоких гостей, приходили жители со словами благодарности. А в планах коллектива тепловых сетей – с нового года начать работы по разработке проекта, проведению экспертизы, согласованию документов и решению других вопросов, связанных со строительством аналогичной котельной в поселке Первомайский.

Обсудить материал

Комментарии

Последние новости

Мнения