Старый город постарел, особенно за последние годы
- Репортаж
- 27-12-2001
Он решительно переступил порог редакции, грозно вопрошая: «Кто тут есть корреспондент?». Допекло, видно, старого.
- Уже не знаю куда обращаться. Пойдешь в один кабинет, оттуда в другой посылают, а из него - в третий, - начал свое повествование В. Костяев. - Голова кругом идет. Хотя дело мое нехитрое. По улице Радищева проходит канализационная труба. Еще в августе из колодца, который в пяти метрах от дома, побежало и залило всю территорию. Появилось целое озеро, где стали плескаться соседские утки. Это в канализации-то. С приходом холодов озеро замерзло, и теперь стоки поднимаются все выше и выше. Уже подошли к нашему крыльцу, скоро мы окажемся в осаде. Ни за водой в колонку сходить, ни в магазин за продуктами.частник Великой Отечественной войны, инвалид II группы не рассчитывал на особое внимание к себе за заслуги перед Родиной. Но сегодня он просто обескуражен. Впрочем, не он один. На днях наша газета проводила “Прямую линию” с мэром Ю. Черноусовым. Звонков от жителей Старого города поступило бесчисленное множество. Они касались весьма широкого круга проблем, начиная от водоснабжения и кончая давно обещанной объездной дорогой. Кстати, согласно генеральному плану развития Орска, центральный район, как он именуется официально, ожидало большое будущее. Достаточно сказать, что здесь предусматривались снос ветхого жилья и строительство современного. Планшеты, рожденные в комитете архитектуры администрации, остались благими намерениями и ничего общего с реальной действительностью не имеют. Потому выражение “центральный район” употребляется крайне редко. Звучит громко, а должного содержания не имеет.
- На обслуживании находятся дома, возведенные еще в 1901-1917 годах, - отмечает начальник ремонтно-эксплуатационного участка N 3 ТЖХ-2 Н. Кузнецова. - Состояние их в комментариях не нуждается. Правда, в текущем году удалось отремонтировать целый ряд фасадов и цоколей. Причем с участием хозяев квартир, которых мы обеспечили необходимыми материалами. На 132-х зданиях из 142-х приведена в порядок кровля. Недавно сформированный совет общественности впервые за последние пять лет организует для местной детворы новогоднюю елку.
Елка - это, конечно, хорошо. Однако через две недели ее разберут и наступят будни, не имеющие ничего общего с гирляндами разноцветных лампочек. В Старом городе впору включать одну огромную мигалку на манер сигнала бедствия. Отсюда, уместно напомнить, Орск начинался, и здесь что ни строение, то история. Гостям нынче показывают только район Комсомольской площади с выложенным плиткой проспектом и новенькими газонами. Вести их через Урал у властей не хватает духа. Потомкам первых орчан обидно. Нынешнее состояние они расценивают как соответствующее отношение к памяти своих предков. У А. Маркова отец служил в кавалерийском полку. Их дом стоял по тем временам в центре города. Напротив располагалась площадь Победы с памятником вождю мирового пролетариата. Здесь проходили многочисленные митинги и демонстрации. Центральный парк, что возле теперешнего музыкального училища, являлся излюбленным местом отдыха. Парк Малишевского использовался для массовых и спортивных мероприятий. Зауральная роща появилась позже.
- Но самое главное - везде соблюдалась чистота, - вспоминает Александр Васильевич. - Улицу Советскую украшали фонари, которые все до единого горели. Уже во время войны появились коммунальные дома. Но без удобств. Зато каждый имел выгребную яму, выложенную природным камнем. Их вычищали по строгому графику. Участковый следил за тем, чтобы никто не мусорил.
Много лет Марков возглавлял уличный комитет. Имел вес и авторитет. Уважали его и чиновники районного масштаба. Главы администрации Орска тоже знали активиста, считались с ним. Он хорошо отзывается о В. Франце, который помог решить проблемы водо- и газоснабжения, телефонной связи жилого массива. Именно благодаря ему улица Орджоникидзе имеет одностороннее движение. До этого по причине перегруженности автотранспортом она являлась самой загазованной.
- Следующий мэр, Н. Тарасов, обещал построить объездную дорогу и мост через Урал. Слово не сдержал, - констатирует Александр Васильевич. - Ходил я и к Черноусову. Ничего он хорошего не сказал. 9 Мая, пользуясь случаем, вместе с другими мужиками мы подошли к нему снова. Не до вас, говорит. И вот что я думаю. Наше поколение уже по возрасту сдает свои полномочия. Худо-бедно, но мы теребили начальство и кое-что удавалось изменить в лучшую сторону. Теперь молодежь не желает заниматься общественными заботами. Все постепенно приходит в упадок.
С этим мнением трудно спорить. Не находится веских аргументов. Если сравнить недалекое прошлое и нынешнее состояние Старого города, былые времена, безусловно, перевешивают. Бесследно исчезла спортивная база “Спартак”. Площадь Богдана Хмельницкого - в стадии запустения, платформа автовокзала разрушается дикорастущими деревьями. Парки, чувствуется, вовсе не имеют хозяев. Один - возле музыкального училища - превратился в настоящие джунгли. Другой - имени Малишевского - стал местом выпаса рогатого скота. Асфальтовое покрытие улиц приходит в негодность. Немало люков канализационных колодцев находится ниже дорожного полотна сантиметров на 10-15. Они полны коварства как для машин, так и для пешеходов. Особенно, когда наступают сумерки, поскольку освещение тоже оставляет желать лучшего.
Коммунальная служба и в самом деле ремонтирует фасады жилых домов. Между тем, обращают на себя внимание именно те, до которых очередь, очевидно, еще не дошла. Одно из них украшено табличкой, свидетельствующей о том, что здесь располагался красноармейский штаб. Неизвестно, в каком состоянии оно было тогда, но сегодня - в неприглядном. Рядом - двухэтажное жалкое строение с наглухо забитыми металлическими листами окнами. Тут, напоминает доска, останавливался, будучи проездом, цесаревич, а впоследствии - государь российский Николай-II. Филиал поликлиники, естественно, моложе. Но все же в ее стенах успели побывать и гостиница, и роддом. Последний капитальный ремонт здесь производился лет двадцать назад. Пора бы делать новый, а то и ступеньки перекошены несмотря на то, что из мрамора.
Впрочем, коммунальщиков сегодня только ленивый не ругает. Хотя ситуацию усугубляют и сами жильцы. В двухэтажке по ул. Коммунистов-большевиков всего лишь восемь квартир. Долг за коммунальные услуги перевалил за 40 тысяч рублей. Не помогло даже отключение электроэнергии. Если сложить всю задолженность подобного рода по Старому городу, то набирается более трехсот тысяч целковых. Кроме того, находятся люди, которые грубо нарушают существующие требования и правила. Один из хозяев квартиры двухэтажки по ул. Российской поставил железный гараж прямо возле подъезда. В случае беды пожарная машина к зданию просто не подъедет. Соответствующий акт составлен в прошлом году. Реакции административных органов не последовало до сих пор. А не так давно разнесло кирпичный бокс, владелец которого пользовался баллонным газом.
Отдельного разговора заслуживает частный сектор. Поддерживать здесь порядок нелегко, и уличный комитет во главе с Марковым потратил на это много сил. За домами, показывает он, давнишняя старица, где раньше местные купцы устраивали для развлечений каток. С окрестных усадеб сегодня туда свозят мусор. Участковому нет никакого дела.
- Договор со спецавтохозяйством должен быть у каждого, - подчеркивает начальник РЭУ-3 Кузнецова. - Однако улицы завалены ветками спиленных насаждений. А контейнеры для мусора откровенно воруют для хозяйственных нужд. На улице С. Разина их было три, остался один. На Белинского из двух один тоже стащили. Даже у церкви на Преображенской горе бытовые отходы выбрасывают. Отнюдь не радует взоры главная улица Старого города - Советская. Она немного обновлена лишь в начале - “Банком Москвы”. Под стать ему магазины “Рубин” и “Азия”. Видно, владельцам не все равно, как выглядит их частная собственность. Следом идет муниципальная. Сквер с памятником Богдану Хмельницкому скорее отпугивает, чем привлекает. Во всяком случае, в природе такого цвета, как у монумента, не существует. Идти дальше детского сада не рекомендуется. На сооружение, напоминающее железнодорожную платформу, по сбитым ступенькам подниматься опасно. Спускаться с другой стороны - тоже. Тупик, одним словом.
Фото Григория Горбунова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024