«Моя заветная мечта - снять в квартире телогрейку…»
- Репортаж
- 26-01-2002
«Однажды в полете мотор отказал…». Так называлась статья, опубликованная в «Орской хронике» 30 ноября 2000 года, о жизненной позиции человека неординарной судьбы – начальника Орского аэропорта С. Сухарева. Его, руководителя крупного авиапредприятия, ответственного за жизнь многих тысяч пассажиров, обремененного производственными проблемами и заботами о родном коллективе численностью 530 человек, жители поселка Степной выдвинули тогда кандидатом в депутаты горсовета.
Пожалуй, не грех ему было бы отказаться от этого весьма хлопотного дела, сославшись на загруженность. Но точку в сомнениях поставил его отец.
– Сынок, разве тебе не обидно за людей нашего поселка, лишенных простых человеческих благ: тепла, света, горячей воды, бытового и культурного обслуживания? Мы все вынуждены не жить, а прозябать здесь... Наркомания и преступность захлестнули поселок. Чуть стемнеет – страшно из дома выйти. Неужели не дрогнет у тебя сердце при виде забытых всеми пенсионеров, вынужденных влачить жалкое существование? Неужто не заслужили мы лучшей доли? А инвалиды, дети страдают… Ты ведь не последний в городе человек, уважение имеешь, опыт руководящей работы. Берись за дело и наводи порядок, если народ доверяет! Отцовские доводы перевесили все остальное, а жители поселка дружно отдали ему свои голоса. И вот позади уже год. Возвращаясь к своей публикации, решил встретиться с С. Сухаревым.
– В январе прошлого года, – рассказывает зам. главы администрации города Р. Кудашев, недавний руководитель Советского района, – в Степном состоялся первый сход жителей поселка. Перед началом встречи подходит к нам с Сухаревым один рабочий и говорит: «Вы знаете, какая моя самая заветная мечта? Хочу ходить в квартире в майке, как все нормальные люди. Я живу в поселке пять лет и зимой дома никогда не снимаю телогрейку. Что уж говорить о детях…».
Должно быть, крепко запали в души руководителей слова рабочего. Но как помочь людям в столь сложной ситуации? Система отопления микрорайона – в жутко запущенном состоянии, а денег для ремонта в городском бюджете нет. Что делать? Где искать выход? А сколько других проблем!
Началось все с идеи. Надо собрать в единый кулак руководителей всех предприятий района, и эта «могучая кучка» может, что называется, горы свернуть -размышлял Сухарев. Посоветовался с районным начальством по поводу юридической основы. Закон о местном самоуправлении рекомендует организацию городских поселковых советов. Дело это представлялось стоящим, но опыта такого не было ни в Орске, ни во всей области.
Кудашев горячо поддержал предложение новоиспеченного депутата опробовать такую форму самоуправления в Степном. Население поселка на том первом сходе единодушно избрало Сухарева председателем совета. В его состав вошли многие уважаемые люди: директор щебзавода Н. Артамонов, начальник ПМС-16 Е. Гавриков, зам. начальника СИЗО В. Андреев, директор ЗЖБК А. Жмак, гл. инженер ЭЧ-14 Ю. Артамонов, начальник ПЧ-24 Н. Пономарев и другие. Проникшись общей идеей – сделать окраину города не хуже центра, они стали единомышленниками.
Новая организационная форма давно ждала своего часа. Ведь, если немного задуматься, то можно легко обнаружить некоторый изъян в структуре управления городской жизнью. Отсутствует очень важное низовое звено, которое напрямую соединяло бы орчан с представителями городской и районной администраций. Вполне логично было бы существование структуры, следующей за районной властью. Но за ней – обрыв, полнейшая пустота. Поэтому назрела необходимость создать формирование, способное держать связь непосредственно с трудовыми коллективами и широкими людскими массами.
Достойно исполнить эту роль как раз и призваны поселковые советы. У районной власти просто не хватает сил для прочного контакта с населением района. Ведь в аппарате Советской администрации, например, всего 26 сотрудников, включая и технический персонал. Таким немногочисленным составом дойти до нужд и чаяний каждого человека просто нереально. Тем более, что в Советском районе, да и во всем городе, целый ряд поселков расположен на окраинах. Им нужна своя власть, и тогда жизнь людей может существенно преобразиться. Подобные мысли Кудашева и Сухарева, а также еще шести депутатов горсовета от Советского района вскоре обрели практическое воплощение.
С появлением поселкового совета вакуум власти стал постепенно исчезать. Члены совета оказались очень энергичными и способными увлечь других своими идеями. После заседаний, вдохновленные твердым и уверенным словом председателя Сухарева, они охотно шли в трудовые коллективы, горячо убеждали профсоюзные организации, советы директоров в том, что надо принимать непосредственное участие в решении общих проблем поселка. Многие охотно откликались: кто-то на нужды поселка технику выделял, бесплатные материалы; где-то финансовую поддержку оказывали; у кого-то была возможность подсобить рабочей силой, специалистами.
Появились надежные союзники у совета в целом ряде учреждений, предприятий и организаций. Народ стал анализировать и по-другому смотреть на прежние вещи. Все чаще звучит слово «мы», а не только «администрация». Выявилось много неравнодушных людей, которые понимают, что от каждого из них в какой-то степени зависит благополучие жителей микрорайона. Хотя есть еще немало элементов иждивенчества. Изжить эту тенденцию не так просто.
Мне представилась возможность побывать на одном из заседаний совета. Прошел год напряженной работы, и все собрались, чтобы подвести итоги. По-военному четко и деловито вел заседание Сухарев. Под стать ему были и доклады выступавших. Сергей Николаевич сообщил о том, что хоть и не все получается так, как хотелось бы, но большинство пунктов запланированных на год, успешно выполнено. Самая главная победа – впервые за много лет к началу отопительного сезона обеспечено нормальное теплоснабжение Степного. Ни один дом не остался без тепла. Помогли в этом и горадминистрация, и районная власть, и МПО ЖКХ, а также многие другие службы и предприятия. Можно сказать, что город повернулся лицом к окраине. Ведь чего стоило изыскать на восстановление котельной 18 миллионов рублей, незаложенных в бюджете! О роли совета и каждого из его членов Сергей Николаевич сказал весьма скупо, но чувствовалось: слова благодарности уважаемого человека были для активистов выше всех наград. А дела их говорили сами за себя, в чем я убедился, проехав чуть позже по поселку.
С отчетом выступил начальник ТЖХ-2 А. Тарасов. Он доложил о том, что кроме подготовки котельной осуществлен ремонт всей отопительной системы поселка. Удалось привести в порядок два десятка жилых домов: стеклились подъезды, навешивались двери, ремонтировались фасады. Значительно улучшилось положение с горячей водой. Основательный анализ хозяйственных и бытовых задач минувшего года сделал также зам. главы администрации района Ю. Левыкин. Выступавшие прекрасно ориентировались во всех вопросах и в целом казались единым, хорошо отлаженным механизмом.
После заседания мы остались наедине с Р. Кудашевым.
– Значит, ваша общая задумка насчет совета в основном удалась? – спрашиваю у Родиона Борисовича.
– Не будем обольщаться: сделан только первый шаг. Конечно, он самый трудный и самый важный. Главное – люди почувствовали вкус к борьбе за достойную жизнь, ощутили себя хозяевами поселка и, если хотите, – своей судьбы. Пока что это десятки жителей поселка, но я уверен – будут сотни. И очень здорово, что у них есть настоящий лидер: человек деловой, очень принципиальный, любящий свой поселок и город. Я имею в виду председателя совета. У Сергея Николаевича столько проблем в своем трудовом коллективе! А он еще ежедневно находит время на общественные дела, работает с душой, желанием. Настоящий депутат, которого так долго ждали люди.
– Родион Борисович, я с Вами согласен: положено лишь начало замечательному опыту. Однако это не умаляет заслуги новаторов. Ведь то, что сделал совет, принципиально важно, наверное, не только для Степного, но и для всего Орска?
– Конечно. Эти люди войдут в историю города. Они ведь первопроходцы. Им гораздо труднее, нежели тем, кто пойдет следом. Представляете, сколько надо сил и огня, чтобы переломить психологию иждивенчества в себе и окружающих, обрести единомышленников и двигаться вперед, выполняя конкретные задачи!?
– Вы уверены, что из искры возгорится пламя?
– Непременно. С радостью могу сообщить, что опыт Советской администрации весьма заинтересовал глав Ленинского и Октябрьского районов. Кроме того, мне удалось заручиться поддержкой генерального директора ЮУНК Щетинина по вопросу создания поселкового совета в поселке Первомайском. В состав совета делегирована от комбината заместитель директора по социальным вопросам Олейникова. Есть у меня и другие союзники в этом вопросе. Так что, если мы будем совершенствовать структуру местного самоуправления и на этой базе решать все задачи социальной политики, вопросы благоустройства города, то постепенно начнет меняться и психология горожан.
– Перемены в сознании орчан я как-то туманно себе представляю. Поясните на примере.
– Пожалуйста. Ваша газета уже сообщала, что начало рушиться общежитие в центре города, по улице Станиславского, 41. Почему? Прежде всего, из-за халатности и равнодушия его жильцов. Я сам проживал там с 1974 года в течение трех лет, и мне понятна причина такой ситуации – полнейшая безответственность его обитателей.
А вот другой пример. Есть в Степном полузаброшенное общежитие ЗЖБК. Поселковый совет решил привести его в нормальное состояние. Но восстанавливать помещение поручено не коммунальщикам, а тем, кто в нем проживает. Создали самоуправление, совет общежития. Среди жильцов его есть хорошие специалисты, мастера на все руки. Скомплектовали из них две бригады. Одна участвовала в восстановлении коммуникаций в подвале, вторая выполняла другие работы. И я убежден, что результаты своего труда жильцы будут беречь, как зеницу ока. К тому же, совет поставил жесткие условия, вплоть до выселения нерадивых, тех, кто нарушает порядок.
И вот еду вместе Сухаревым в Степной, чтобы воочию убедиться в добрых переменах в поселке.
– Как у вас хватает времени на все? – спрашиваю у своего попутчика.
– Да знаете, есть такой парадоксальный закон: чем больше у человека дел, тем больше он успевает, и наоборот. Или, скажем, чем выше хочет человек взлететь, тем больших высот достигает. Если, конечно, по-настоящему хочет.
– А вот вам предлагали недавно руководство Советским районом. Вас не прельстила эта вершина?
– Как там в песне поется: «Есть одна у летчика мечта – высота, высота…». Это я так, к слову. Покорять административные высоты – действительно не в моем характере. К тому же, за моей спиной – коллектив, близкие и родные люди. Не могу их оставить.
– Ну, что ж, показывайте свои владения, – обратился я к своему собеседнику. Водитель в это время вырулил на Домбаровское шоссе…
- C чего же начать? Давайте с дорог. На Домбаровском направлении хотим построить пост ГИБДД. Это принесет пользу и поселку, и всему городу, так как круглосуточное милицейское дежурство перекроет поставку наркотиков с той стороны. В прошлом году намеченное не сложилось из-за финансовых проблем и организационной нестыковки администрации района, УВД и поселкового совета. Не удалось скоординировать усилия всех заинтересованных сторон. Однако решения вопроса добьемся во чтобы то ни стало.
Была также задумка вывести дорогу от кольца автобусного маршрута N 6 на домбаровскую трассу, что позволило бы завязать кольцевую дорогу на поселок Ора. Сделали освещение, заказали шлагбаумы для переезда. Однако задачу выполнили лишь наполовину.
На автобусном маршруте хотим поставить остановочные павильоны с торговыми точками и телефонной связью. Этого тоже пока не успели, а вот улицы Севастопольскую и Краснофлотскую облагородили, подключили освещение. Люди гуляют здесь по вечерам, радуются. Даже в центре города мало улиц, так хорошо освещенных. В вечернее время стало светло, как днем, и во дворах. Стоит отметить старания главного инженера ЭЧ-14 Юрия Артамонова. А вот общежитие, о котором вам, наверное, рассказал Кудашев. На первом этаже здесь расположится круглосуточный милицейский пост. Уже есть проект, и УВД согласовало штат. Сотрудники милиции будут постоянно патрулировать в поселоке. Начинаем заниматься восстановлением детского сада, принадлежавшего ЗЖБК. Город взял под свою опеку, в нем снова откроется детское учреждение.
Пока Сергей Николаевич все это говорил, мы подъехали к месту будущего стадиона. Зрелище - впечатляющее. На огромную площадку завезено около трехсот КамАЗов грунта. Доставлены плиты для ограждения. Рядом планируется строительство хоккейного корта. А вокруг стадиона будет освещенная лыжня. Жители, вероятно, и не мечтали о таком грандиозном сооружении. Организацией всех работ на спортивном комплексе активно занимался тренер Александр Ермаков.
Мы колесили по поселку около часа. Сухарев все показывал, объяснял, говорил о перспективах... Мне подумалось тогда: многие ли депутаты способны в течение одного года развернуть такой фронт работ?
Пора было возвращаться. Впечатлений набралось уже через край. Но Сухарев как-то загадочно посмотрел на меня, видимо, приготовив «на закуску» жареный факт, как говорят газетчики. И я не ошибся.
– Что-то мы с вами все о материальных вещах беседуем. Давайте о духовном, – сказал мой гид и почему-то остановил машину. – Вот здесь у нас будет храм в честь архангела Михаила. Есть эскиз его, уже готовится проектная документация.
Признаюсь, я опешил от такой новости. Православная церковь на окраине города, почти что в степи!? Стал подробно расспрашивать, кому это пришло в голову.
– Инициатива принадлежит одному из членов совета, директору щебзавода Николаю Григорьевичу Артамонову, – пояснил Сергей Николаевич. – Я ее охотно поддержал. Идею одобрили и все остальные. Мы же единомышленники. Наша задумка понравилась и Кудашеву. Затем собрались руководители предприятий всего района и единодушно приняли решение: будем строить общими усилиями. Народ ведь тянется к вере. На вере Русь веками держалась…
У меня возникла масса вопросов, но тут к машине подошел какой-то мужчина с сияющей улыбкой. Сухарев узнал его и протянул руку. Это оказался тот самый рабочий, который год назад мечтал о «Ташкенте» в своей квартире.
– Ну, так что, сбылась заветная мечта? – спросил председатель.
– Спасибо, Сергей Николаевич! Снимаю в квартире не только телогрейку, но даже майку.
…Наша машина взяла обратный курс. А рабочий еще долго стоял и махал рукою вслед.
Материалы по теме
«Моя заветная мечта - снять в квартире телогрейку…»
«Однажды в полете мотор отказал…». Так называлась статья, опубликованная в «Орской хронике» 30 ноября 2000 года, о жизненной позиции человека неординарной судьбы – начальника Орского аэропорта С. Сухарева. Его, руководителя крупного авиапредприятия, ответственного за жизнь многих тысяч пассажиров, обремененного производственными проблемами и заботами о родном коллективе численностью 530 человек, жители...
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Почтили память героев субботником
08-04-2025 -
Часть орчан останется без воды
08-04-2025 -
Золото и бронза – у орчанки
07-04-2025 -
Продала квартиру и перевела деньги
07-04-2025 -
Кто останется без света?
07-04-2025