РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Труднее всего было вычислить вражеский самолет». Из воспоминаний зенитчицы

Сегодня А. Новикова снова перелистает черно-белые фотографии. Юбилей Победы уже позади. Каждый год 9 мая она встречает гостей. За накрытым столом собираются дети, племянники, внуки и правнуки – человек двадцать пять, как минимум. Шумят, поздравляют друг друга, пока кто-то не спросит: «Бабушка, а вот эту медаль тебе за что вручили?» Так было и в этом году. Но есть и другой день, когда семейное торжество неуместно. Сегодня, окунувшись в воспоминания молодости, бывший учитель школы № 30 Анна Петровна Новикова начнет рассказ, и все притихнут. Только изредка его будут прерывать вздохи родных.
22 июня ветеран Великой Отечественной войны Анна Петровна вновь станет 17-летней выпускницей педучилища Аней, а потом старшим сержантом Анной Новиковой, которой еще только предстоит пережить все ужасы войны.
Вместо радости – слезы
«21 июня 1941 года. Наступил долгожданный выпускной вечер. На вечере было более двухсот выпускников, море цветов, красивые столы. Казалось, танцы и песни не закончатся до рассвета. Но в четыре часа утра директор попросил остановить музыку и взволнованным голосом объявил: «Девушки, послушайте, началась война!..» Слезы, крики, все разбежались кто куда.
На войну провожали всех: молодых, пожилых, парней и девушек. Меня назначили командиром отделения, в котором было 67 девушек. То было уже в городе Элиста, недалеко от Сталинграда. За месяц нас многому научили, хотя многое еще было непонятно. Например, как распознать в воздухе немецкий самолет. Страшно боялись ошибиться».
Боевое крещение
«Но еще страшнее было увидеть «стервятников» не на картинке, а на самом деле. В ночь 5 июня 1942 года нас подняли по тревоге. Начались бои под Сталинградом. Мы устанавливали связь, тир самолета, высоту, скорость, время полета. В первый раз над нашим постом пролетело более 20 вражеских самолетов, это и было боевое крещение. А потом было приказано отступать. Что творилось! На дорогах большое скопление народа, все бегут, крики, шум, слезы, детский плач. Земля горела, вокруг трупы людей и животных».
«Угостили» гранатами
«В начале 44-го нас перебросили в Белоруссию. Немцы бомбили станцию. Не успели мы доложить о боевой готовности, как грянули выстрелы, связь прервалась, одну девушку ранило. Счет шел на секунды, необходимо было что-то предпринять. Открыли огонь. Но винтовок всего четыре и патронов маловато. Взяли с девчонками по две гранаты, выползли из окопов и дружно швырнули в бандитов. Страшный грохот, а потом все стихло. За этот бой меня и всех моих подруг наградили медалью «За боевые заслуги». Далее мы двинулись на Германию».
Пора домой
«Май 45-го. В воздухе уже пахло победой, но страшные известия продолжали приходить. 7 мая похоронили нашу девушку, сидим, грустим. И вдруг объявление: «Девчата, все к командиру роты!» А он с улыбкой на лице: «Девушки, мои красавицы, пойдемте домой, война кончилась, пора учить детей!» На улице шум, крики, песни, плач – все тогда перемешалось».

Материалы по теме

А в памяти моей такая скрыта боль

Полине Ивановне Крохиной, ветерану войны, почти 90. В непогоду сильно ломит ноги. Особенно дает о себе знать та, которую ранил ножом японский диверсант. Ранение Крохина получила, когда служила на границе с Монголией. Родом Полина Ивановна из Ульяновской области. В армию ее призвали в 1942 году, когда ей исполнилось 18 лет. Мама...

«Труднее всего было вычислить вражеский самолет». Из воспоминаний зенитчицы

Сегодня А. Новикова снова перелистает черно-белые фотографии. Юбилей Победы уже позади. Каждый год 9 мая она встречает гостей. За накрытым столом собираются дети, племянники, внуки и правнуки – человек двадцать пять, как минимум. Шумят, поздравляют друг друга, пока кто-то не спросит: «Бабушка, а вот эту медаль тебе за что вручили?» Так...

Мы за ценой не постоим

– Шли бои, а после них оставалась зола. Люди выходили из укрытий, опасливо приглядывались: кто сегодня занял их деревушку. Когда видели, что свои, бросались навстречу, целовали, расспрашивали о фронтовых делах, искали родных. Потом шли копать землянки. Жизнь, полная страданий, продолжалась, – вспоминает Иван Китович Галактионов, ветеран Великой Отечественной войны. Он жил...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.