Я на роды посмотрела.И ребенка захотела!
- Репортаж
- 21-09-2002
Сразу оговорюсь: любители «клубнички» не найдут здесь пищу для воображения. Смаковать пикантные подробности одного из великих таинств природы я не собираюсь. На моих глазах свершилось чудо. Обыкновенное чудо. Еще одним человеком на земле стало больше. И все нелицеприятные моменты, сопровождавшие его появление на свет, побледнели, поблекли и скоро стерлись из памяти, уступив место всепроникающей материнской любви. И пусть я была лишь сторонним наблюдателем этой любви, но ее лучи коснулись и меня, как коснулись всех присутствующих при этом, не побоюсь этого слова, действе, и в первую очередь сотрудников родильного дома.Сколько бы ни говорили о демографическом кризисе, сколько бы ни кричали во всю ивановскую об угрозе вырождения, орский роддом не испытывает нужды в пациентах. Может, потому, что обслуживает все восточное Оренбуржье. А может, потому, что южно-уральский (и не только!) народ порядком наслышан о высокой квалификации и чутком внимании медперсонала, а также, чего скрывать, о «смешных» ценах на платные услуги: сервисную палату со всеми бытовыми удобствами и индивидуальное ведение родов.
Какой бы ни была причина, в день врачи-акушеры принимают по 6-7 родов. За год среднее число составляет 2500. Последние три года наблюдается тенденция к увеличению родов. Пусть незначительному (на 100-200 новорожденных в год), но все же.
Куда более серьезное беспокойство вызывает резкое ухудшение здоровья будущих матерей. Шутка ли: палаты обсервационного отделения для женщин, являющихся носителями какой-либо инфекции – от ОРЗ и гриппа до сифилиса и ВИЧ-инфекции - пополняются регулярно. По словам заведующей детским отделением Лидии Николаевны Командирчик, наличием первой группы здоровья сейчас не может похвастать ни одна женщина. Не последнюю роль в этом играет экологический фактор. Ослаблением иммунной системы страдают почти все. К сожалению, увеличилось число ВИЧ-инфицированных рожениц: в прошлом году их было 17, а за восемь месяцев этого года – уже 30! Но контакт других пациенток с ними исключен, потому что они шагу не могут ступить из изолятора - небольшой палаты со всеми удобствами: баками для замачивания пеленок и обработки перчаток, одноразовой посудой и комплектами спецодежды. Если кому и грозит опасность, так это медперсоналу: не секрет, что каждые роды сопровождаются кровопотерей. Одно это заставило меня содрогнуться и еще раз задуматься над тем, не повлияет ли на мое душевное равновесие подобное зрелище. Будучи человеком непуганым, я могла навсегда оставить мысль о материнстве. Эх, была не была! Вперед и с песней на… нет, пока еще не на роды, а на оперативное совещание.
Сериалы отдыхают!
Отчеты главных врачей физиологического и обсервационного отделения привели меня в ужас. Разрыв промежности… Разрыв шейки матки… Неужто они сопровождают каждые роды?
- Немудрено. Практически все роженицы перенесли один или несколько абортов, - покачала головой зам. главного врача по родовспоможению Людмила Генриховна Судоша. – Судите сами. 24-летняя Лена, первые роды, до этого – два аборта. 21-летняя Наташа. Один аборт. Хорошо, что хоть этим обошлось!
Тяжелые роды для медперсонала роддома давно стали обыденностью.
Не то, чтобы врачи очерствели душой, просто повидали на своем веку всякое.
- У нас здесь такое происходит, что сериалы отдыхают! – рассказывает Людмила Генриховна. – Одной женщине десять дней до родов осталось, как погиб муж. Другая пошла рожать после сорока лет, потеряв в аварии двоих детей. Бывают комичные ситуации: одна роженица с кулаками набросилась на другую, когда признала в ее супруге бывшего возлюбленного. Случается, в предродовых палатах лежат две жены одного мужа – бывшая и настоящая. Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно…
Грустно, когда рожают и отказываются. Грустно, когда хотят родить и не могут. Судьба беспощадна, но она и благосклонна к тем, кто ждал и надеялся. Кто свято верил в чудо. Как верила в него 41-летняя Татьяна, которая 13 лет лечилась от бесплодия и, наконец, забеременела!
Честное слово, никогда бы не дала этой стройной, цветущей женщине 40 лет. В смотровой кабинет она не вошла - впорхнула с сияющей улыбкой на лице.
Заведующая отделением планирования семьи Марина Петровна Черныш тщательно осмотрела Татьяну, послушала через трубку сердцебиение малыша и, удовлетворенная осмотром, пригласила следующую пациентку - 40-летнюю Ирину.
- У женщины 17-летний перерыв между родами, - пояснила Марина Петровна. – Поэтому решили не рисковать, а сделать ей кесарево сечение.
Кесарево просят практически все. Особенно первородящие. Врачи устают объяснять, что это операция, которая никогда не скажется на ребенке положительно.
- Да у вас никак двойня! – огорошила Марина Петровна 31-летнюю Ольгу, на что та отчаянно замахала руками:
- Тогда я повешусь!
- Цыц! О таком говорить запрещаю! – повысила голос врач. – Это вам Господь Бог воздал за погибшего во время родов ребенка, а вы еще вешаться надумали!
Пациентки сменяли одна другую. Совершенно разные и по возрасту, и по числу перенесенных беременностей. Разные, но в то же время одинаковые. Объединенные одной радостью – ожиданием малыша.
- С Днем рождения, - поздравила Марина Петровна 28-летнюю Альфию. – Ого! Судя по всему, вы сегодня родите. Схитрить решили? Два дня рождения в один день устроить? – шутливо пожурила именинницу заведующая.
Со дня на день должна родить еще одна пациентка – 34-летняя Куляим из Домбаровки. На сохранение она решила лечь именно сюда, объяснив это тем, что наслышана о роддоме немало лестного. А рисковать ей нельзя. В Домбаровке она уже потеряла во время родов ребенка. За ней нужен глаз да глаз. Как, впрочем, за всеми…
Роды раз, роды два – небо и земля!
На время моего пребывания в роддоме пришлись двое родов: повторные и первые… Разные, как небо и земля, мамы: 30-летняя и 19-летняя. Беспокоящаяся о ребенке и думающая только о себе. Две стороны одной медали. Две стороны, казалось бы, одного процесса. Процесса деторождения.
- Привезли пациентку! С улицы! Преждевременные роды! – разнеслось по роддому, и медперсонал принял боевую готовность. Я в полном обмундировании настороженно переступила порог родильного зала. На акушерской кровати уже лежала 30-летняя женщина и…
… Счастье достается через страдание. Это известно всем. Страдание, которое испытывает женщина во время родов, окупится ей во сто крат. Да, зрелище не из приятных. Но оно, тем не менее, прекрасно, таинственно и… необыкновенно. Только что был один человек, и уже два. Два, связанных не только духовно, но и физически – пуповиной.
Живописать этот процесс я не буду. Женщины его знают, мужчинам знать необязательно. Ограничусь сухими фактами.
Роды у первородящих длятся от 10 до 12 часов, у родящих повторно – 6-8. Первый период родов – схватки. Период, бесспорно, болезненный, но терпимый. С начала второго периода – потужного, женщину переводят в родзал. И она становится главным действующим лицом, главным помощником своему ребенку.
30-летняя Галина знала о родах не понаслышке. Не понаслышке знала и об абортах. Это и стало причиной преждевременных родов. Эта крупная, дородная женщина произвела на свет… недоношенного ребенка! Парадокс!
Первой появилась головка, крошечная, с мокрыми темными волосиками – самый трудный этап позади! Это не описать. Не хватит ни слов, ни эмоций.
Только что появившийся на свет малыш закричал! Это ли не чудо?
- Девочка! – раздалось со всех сторон, и лицо роженицы осветилось тихим счастьем. Гримасу боли и страдания сменила печать светлой радости.
Пока акушеры, перерезав пуповину, извлекали детское место, врач занималась ребенком.
- Рост – 45 см. Вес - 2 кг 200 г, - доложила она, и малышка получила свой первый документ – браслетку с инициалами мамы и датой рождения.
Спеленатую кроху дают подержать и мне. Такой живой, беззащитный ребенок пробуждает во мне дремлющие до этого чувства. С беспокойством ощущаю острое желание иметь такого же. Но времени предаваться анализу ощущений не было: на соседнюю кровать уже положили 19-летнюю Любу, и все началось сначала.
Да, то, что я видела, было ново. Ново и дико.
- Сделайте мне кесарево! Я уже никого не хочу! – кричала юная роженица со слезами на глазах. Помочь своему ребенку она не могла. Не просто не могла - не хотела. Девять человек оказывали помощь. Ничто не помогало: ни уговоры, ни приказания. Целый час длилась истерика, тогда как предыдущие роды закончились через 15 минут.
- Пропадает инстинкт материнства, вот что страшно, - вздохнула Людмила Генриховна. – Женщины не понимают, не хотят понять, что только от них зависит жизнь ребенка. Во время родов грех думать о себе. Рождение нередко сравнивают со смертью, после которой ты попадаешь в рай либо в ад. Жизнь только что появившегося на свет человека тоже может оказаться адом или раем. То, что переживает он, выбираясь на свет, не сравнимо с переживаниями матери. И материнские страдания – ничто по сравнению с его страданиями. А многие это не понимают. «Я уже никого не хочу!» – да как у роженицы язык поворачивается такое говорить! Ребенок же все слышит. Все понимает. Каково ему?!
- Так ведь и она еще ребенок! – пыталась я оправдать юную маму. Будучи ее ровесницей, я близко к сердцу приняла все переживания 19-летней Любы.
- Раз она решила родить, то уже не ребенок, а мать, - строго сказала Людмила Генриховна. – А мать не должна быть эгоистичной по отношению к малышу. Сами же слышите: «Я, я, я…»! Она жалеет только себя! Нельзя себя жалеть! И возраст здесь не помеха. 17-летние рожают, просят: «Может, еще потужиться? Еще помочь чем-то?». Готовы любую боль перенести во имя ребенка. Такой должна быть настоящая мать!
С горем пополам, благодаря стараниям врачей, Люба разрешилась от бремени. Когда ей на живот положили крупного, весом в 4(!) кг мальчика, девушка переменилась в лице.
- Спасибо вам, спасибо! – рыдала она.
Вчерашний ребенок на глазах превращался в мать, обеспокоенную, любящую мать:
- Какой вес? Вес скажите! – умоляла Люба и, удовлетворив любопытство, облегченно вздохнула.
Облегченно вздохнул и медперсонал. А я потихоньку вышла из родзала, думая о новоиспеченных мамах, врачах, на плечи которых ложится двойная ответственность, и о том, что… безумно хочу ребенка! Нет уж, в следующий раз попаду в роддом уже в другом качестве, в качестве роженицы. И уже мне будут писать мелом под окнами теплые слова:
«Прошло много дней,
не одна прошла ночь.
Вот и ты родила мне прекрасную дочь».
Надежда БАЯНДИНА.
Фото Григория Горбунова.
Материалы по теме
Я на роды посмотрела.И ребенка захотела!
Сразу оговорюсь: любители «клубнички» не найдут здесь пищу для воображения. Смаковать пикантные подробности одного из великих таинств природы я не собираюсь. На моих глазах свершилось чудо. Обыкновенное чудо. Еще одним человеком на земле стало больше. И все нелицеприятные моменты, сопровождавшие его появление на свет, побледнели, поблекли и скоро стерлись из...
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Персики покупают в магазинах, а абрикосы привозят с дачных участков
28-07-2025 -
Грант в два миллиона на поиск бойцов
28-07-2025 -
В Первомайском почти весь день не будет света
28-07-2025 -
Первый пошел!
28-07-2025 -
Школы и детсады готовят к учебному году
28-07-2025