«Скорая»: год новый, проблемы старые
- Репортаж
- 23-01-2003
Район ОЗТП, подстанция городской «Скорой помощи» (заведующий – Р. Бургулаков).
Завтра – большой праздник, а я начинаю «ночную вахту» на этой удалённой от центральных кварталов, однако весьма действенной и необходимой подстанции. Ещё бы, она обслуживает обширнейший район города – от реки Урал вплоть до Новой Биофабрики, а также Ударник, Крыловку... Вызовов на одну врачебную душу здесь предостаточно. Особенно в праздники.Cегодня с самого утра и до утра следующих суток дежурит опытный диспетчер со стажем 25 лет Т. Гончарова. Первый вызов – на место происшествия: около 20 час. водитель «Жигулей», свернув на малоезженную тропу между 7-м микрорайоном и кафе «Рябинушка», врезался в... детские санки. Мама с папой катали на них 3-летнего Олега, которого ударом выбросило в сугроб. Малыш, к счастью, отделался шоком. Ещё один сигнал: в Советский РОВД попал изрядно пьяный... 13-летний мальчуган. Сказал, что его напоили прямо у Преображенского храма. Вот как мы живём.
Всего на подстанции 7 медицинских бригад, включая бригаду интенсивной терапии, педиатрическую и даже санавиацию, действующую в пределах области.
«ТЯЖЁЛАЯ КАВАЛЕРИЯ»
Врач-бригадир В. Садыков, фельдшер А. Деревянкин - вот и вся БИТ-бригада в местном «линкоре» скорой медпомощи. За нехваткой врачей – реальный недостаток времени на спасение тяжёлых больных, что подчас оборачивается смертью того, кого вполне можно было бы спасти при наличии полного состава сотрудников и всей необходимой экипировки. Нужны ещё один фельдшер и санитар. Простой пример. В прошлом году, как рассказывает Алексей Деревянкин, в местном ночном магазине некий тип выстрелил в грудь охранника. Потерпевшему посчастливилось, что в тот момент БИТ-бригада была полностью укомплектована, четверо медиков моментально выполнили действия по оказанию первой медпомощи, и уже через 10 минут (!) раненый был доставлен в горбольницу. Сегодня бы ему так не повезло...
Пока экстренного вызова нет, «личный состав» БИТ-бригады пребывает в маленьком кабинете-спальне, где стоит шахматная доска с расставленными фигурами. Из коридора слышен звук работающего телевизора, но почти никто его не смотрит: большинство на выезде, а вернувшимся с него – в себя бы прийти, чайку попить, за шахматами отдохнуть... «Живут они тут!», - с улыбкой указывает на «битников» коллега, только что прибывший из очередного «медзаезда». Из-за нехватки врачей по графику дежурят через сутки.
БИТ-бригада выезжает по самым сложным вызовам, а их на данной подстанции в обычный день поступает в среднем 10-12, в праздники – 16-18. В связи с большой площадью района обслуживания на один вызов вполне может уйти не менее часа. Бывает, и по более лёгким поводам выезжать приходится, когда свободных машин на линии нет. «Вот сегодня, например, уже работали по сигналам: перелом, ОРЗ, понос, а одна дама 5 раз «неотложку» вызывала, отказываясь лечь в стационар. Записываем отказ и возвращаемся на подстанцию. Ведь это наша обязанность – реагировать на все поступившие звонки», – невесело улыбается Валерий Садыков. Вызов «скорой» бесплатный, этим злоупотребляют многие безответственные граждане, особенно любители спиртного.
- Примерно 50-80% нашей работы – обслуживание алкашей, и этот контингент – самый наглый, – продолжает Валерий Михайлович. – С бомжами в городе вообще проблема. На улице Строителей приют для бездомных прикрыли, закрыли и вытрезвитель близ железнодорожного вокзала, так выручавший и нас, и милицию: было, куда деть пьяного бродягу. Ни одна больница, естественно, не желает их принимать. Ведь за медобслуживание таким пациентам, причем весьма недешёвое, платить нечем, и страховых полисов у них, разумеется, нет. В больницах подчас и нормальным больным кроватей не хватает, лекарств, и что с этими пьянчугами делать? Милиция спихивает их нам, а мы... Недавно вот привезли одного такого в больницу п. мясокомбината, посадили его на лавку, сказали: «Жди, тебя вызовут» и быстренько оттуда, чтобы нам его назад не забросили. У нас нет, как в других странах, закона, по которому жизнь бродяги в его руках: напился, упал, замёрз, подобрали потом труп и отвезли на кладбище для бездомных. У нас так не принято.
Подключается Алексей Деревянкин:
- Да, хороший был на вокзале вытрезвитель!.. А теперь по несколько часов катаешь такого «фрукта» по всем больницам, а его не берут! Летом одного неделю возили. В конце концов высадили у садов – поближе к помидорам и воде. Дачники сдали его в милицию, та – нам. А он просто есть хотел... Или к ресторанам подвозим: там уже крутятся такие же, надеясь на съестные отбросы.
Вот и под Новый год: милиционеры подобрали на улице пьяного бомжа, передали нам, а он: «Братаны, помогите!». Мы его – в 1-ю горбольницу проспаться до утра. Там говорят: «Извините, все кровати заняты!». Да и кто ж его такого захочет у себя держать? Худой, как из Бухенвальда, матерится, но обслуживания требует: «Я – из Дербента!». Мы ему: «А вот если бы кто из нас в таком виде, как ты, на твоей родине так бы требовал?». Ухмыляется: «У нас таких, как вы, стрэляют!».
Бомжей, алкоголиков в городе хватает, и наркоманы есть. Правда, с конца 2001 года число «наркотических» вызовов резко пошло на убыль. Было время, при Горбачёве, когда «пьяные» вызовы «неотложки» оплачивались из зарплаты нетрезвого горе-пациента, их число сократилось почти до нуля. А на квартиру наркомана после вызова врача приезжал участковый милиционер, вёл «задушевную беседу». В итоге гораздо быстрее стали получать помощь люди с «нормальными» заболеваниями. При Ельцине всё это отменили, и пошла катавасия...
НОЧНОЙ ВОЯЖ
В 1 час. 41 мин. БИТ-бригада получает вызов: на углу улиц Огородной и Крайней упала 37-летняя женщина: возвращалась с мужем домой из гостей, почувствовала себя плохо. По ходу оказания помощи и доставки пациентки домой выясняется, что в канун нового года её пытались незаконно уволить с работы, что было оспорено в суде буквально накануне праздника. Нервотрёпка, переживания, помноженные на последующую праздничную суету, видимо, и сделали своё дело.
Едва разобрались с этим вызовом, как новое сообщение: в общежитии по ул. Энтузиастов 33-летняя женщина порезала себе руку: попытка суицида. Войти в здание, особенно с увесистым медицинским саквояжем в руке непросто: от порога и до лестничного марша проложен своеобразный мосток из... железных почтовых ящиков. Пол залит водой. «Эта общага – клоака 6-го микрорайона», – без претензии на сенсацию отмечает фельдшер. В квартире уже ожидает потерпевшая: рука с резаной раной промыта, перетянута выше локтя жгутом, все следы убраны, лишь в ванной на полу заметны капли крови. Несколько бритоголовых обитателей тут же, рядом, уточняют детали отъезда пострадавшей в больницу. Наконец необходимые процедуры выполнены, можно и в машину. В полутёмном коридоре врач «прикрывает тылы»:
- Тут спиной нельзя оборачиваться: публика такая.
- Бывало, нападали?
- Конечно. Иногда приходится и милицию вызывать. Милиционеры к нам относятся с пониманием, срабатывают быстро – такая у нас добрая традиция взаимопомощи. А мы их от пьяниц избавляем...
Большая часть времени уходит на переезд до травматологии: пострадавшую сопровождает один из «бритоголовых», а она уже настолько успокоилась, что довольно оживлённо о чём-то с ним беседует. Высадив пассажиров у порога приёмного отделения, машина берёт курс обратно. Тем более, что, похоже, началась ночная волна вызовов.
- Таких самоубийц мы называем «скрипачами», – говорит Валерий Михайлович. – Так они к себе внимание привлечь пытаются. Приедешь, – рука уже перевязана, рана обмыта, а то и йодом обработана. Потерпевший – в центре внимания.
Тем временем по линии звучит сообщение: кого-то порезали, разбили голову, но ехать в больницу он отказывается... Туда уже отправилась ближайшая незанятая машина.
Попутно рассказываются очередные курьёзы из практики.
- Прибыли как-то в квартиру к одному пьяному, обстановка соответствующая: что можно, давно украдено, вынесено, что осталось – побито, поломано, сам хозяин без чувств лежит на кровати, вши по нему гуляют. Пока то-сё, гляжу – на окне книжка какая-то. Интересно, думаю, что это за книга чудом сохранилась? Читаю заголовок: «Эстетика»!
ПЕДИАТРЫ В НОЧИ
- Родители больше заняты праздником, чем детьми! – без драмы в голосе восклицает Н. Гаранина, фельдшер с 29-летним стажем. – Наготовили того-сего, а ребёнок в суматохе успевает что-нибудь проглотить!
Вместе с ней работает врач педиатрической бригады Советской подстанции орской СП Д. Байтубаева. Их комната отдыха (скорее – ожидания вызова) просторнее. Как им работается, живётся?
- Мужья нас всех побросали! – дружный смех.
Проблемы, в принципе, те же, лишь есть своя «детская» специфика. Вспоминают время, когда по ночам вызовов не было: «Ночь настала, и – до утра тишина. Затем с годами началось: один-два вызова за ночь. И это считалась «нехорошая смена»!». Да, люди военных и послевоенных поколений стыдились «скорую» по ночам гонять, до утра ждали. Разве что совершенно уж страшное случится, но это редко было.
- А сегодня Степной замучил! Вот была алкогольная эпилепсия. Приезжаем в общежитие, а там пьянка. «Больной» заявляет: «Знаете, вот как выпью, так теряю сознание!». Спрашиваем, давно это с ним? «Три последних года», – отвечает. И тут же: «Что за оскорбительные вопросы?».
- Или такой случай: приезжаем по вызову, в дверях на этаже ожидает друг больного и орёт нам сверху: «А вы бегом не можете?».
В новогоднюю ночь приняли 24 вызова по Советскому району. – В 23 час. 30 мин. на подстанции было пусто: все машины на выезде. Встречали Новый год на колёсах.
- В новогоднюю ночь на улице Энтузиастов муж порезал жену, – вступает в разговор Нина Ивановна. – Приезжаем, делаем всё, что надо, забираем потерпевшую, а её 6-летний сынишка нам вслед: «Приезжайте ещё!».
А сразу после Нового года пошла целая волна ножевых ранений. Понятно: везде столы, выпивка, ножи рядом... Хоть Дед Мороз пощадил: сравнительно не холодно было. Подарок для алкоголиков! А то бы и трупов обмороженных привалило.
Прямо резня какая-то новогодней ночью случилась. В одну квартиру приезжаем, а из-за металлической двери мужской голос: «Потерпевшая убежала!». Постояли немного, делать нечего – ушли.
Женская бригада больше внимания уделяет комфорту передвижения.
- Недавно нам две новые машины дали. Пока они обкатались, уж нас потрясло! – улыбается Дамиля.
Но куда важнее другое.
- Морозы в декабре стояли сильные, и за каких-то полчаса машина полностью остывала. Салон не сразу нагреется... Все водители с радикулитом.
- А больные с Новым годом вас поздравляли? – задаю вопрос.
- Да Вы что! – отвечает Дамиля. – Вы ОБЯЗАНЫ нас обслуживать! – вот это слышишь постоянно. Однажды приезжаем по адресу, а там, оказывается, жена не может попасть в квартиру. «Муж пьяный!», – говорит. Мы стучали, просили открыть, но никто не отозвался. Стали уходить, а женщина на нас ещё и обиделась...
И всё та же, общая для всей российской «неотложки» проблема: большое число «пустых» вызовов.
- Раньше коли во хмелю «скорую» вызвал – плати. Правда, давно это было.
- У некоторых наших клиентов уже сложился примерный распорядок: сон, подъём, умывание, вызов «скорой»...
Похоже, актуально назрела необходимость вернуться к «давно забытому старому»: порядку, обеспечивающему наибольшую эффективность работы «Скорой помощи». И решать это надо в государственном масштабе.
А ещё о наркоманах.
- К счастью, в прошлом году их количество в городе заметно снизилось, – сообщает Наталья Ивановна. – За год не было практически ни одной наркокомы! Лишь недавно молодой парень умер от передозировки.
Разговор прерывается – новая волна вызовов: на Орском проспекте задыхается 16-летний юноша, на ул. Станционной бабушка потеряла сознание, на ул. Спортивной – роды... Врачи одеваются, берут видавшие виды медицинские чемоданчики, идут по машинам...
В эту бессонную праздничную ночь, столь насыщенную работой для сотрудников «Скорой помощи», удалось познакомиться ещё с 20-й бригадой (врач А. Вавилов, фельдшер А. Илюшев) и фельдшерской линейной бригадой (фельдшер О. Бровченко, санитарка Е. Андреева). Ко всему вышесказанному они добавили немало, в том числе говорили и о проблемах, которых в работе медиков «Скорой» по-прежнему много. Мы рассказали лишь об одной из рабочих смен.
Будем же просто благодарны за их нелёгкий, нервный, но столь важный труд.
Врачи – они такие же, как мы, вот только спасение здоровья и жизни людей для них не просто случай или форма сочувствия, а профессия. Профессия, без которой немыслима наша жизнь.
Фото Дмитрия Бикбова
Юрий САВЧУК.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024