Взамен высокой зарплаты на ОЗТП применяют моральные стимулы
- Экономика
- 18-03-2003
Недавно машиностроители города провели митинг в защиту своей отрасли. Ораторы клеймили правительство, требовали принятия решительных мер для выхода из создавшегося положения. В мероприятии участвовали должностные лица из областного центра. Общий настрой они поддерживали, но особо подчеркивали: многое зависит от вас самих. Так это или нет, наш корреспондент попытался выяснить у технического директора завода тракторных прицепов В. Горяева.- Рядом с проходной располагается целая галерея портретов рабочих. Фотографии новые, не из прошлых лет - я подходил к ним. Если есть передовики, то должно быть и производство?
- Разумеется. Мы не имеем возможности обеспечить людям высокую зарплату. Приходится ограничиваться моральными стимулами. Два года назад решили возродить былую традицию, и теперь ежемесячно подводим итоги трудового соперничества - выявляем 17 человек, добившихся наибольших успехов.
- Почему именно семнадцать, откуда такое число?
- Это один процент от численности коллектива 1700 человек. Каждому директор вручает денежную премию и почетную грамоту. Дважды в год - к Дню машиностроителей и 8 Марта - определяем лучших из лучших. Тогда обновляется Доска передовиков. Сегодня, правда, у нас уже не 1700, а 1400 работников. Но надеемся, это временное явление, и мы еще вернем былые позиции.
- Временное явление, к сожалению, приняло затяжной характер, внесло коррективы не только в кадровый состав. Сегодня прицепы, очевидно, уже не являются основной продукцией, на которой специализировался завод?
- В нашем прайс-листе более 90 наименований изделий. Среди них автомобильные прицепы, в том числе для тягачей, автобусы, разнообразная техника. На месте не стоим и в панику не ударились. Были бы заказы. С нами охотно работают нефтяники, газовики, поставляем им шасси или машинокомплекты для вагончиков и домов вахтового проживания. В Эстонию, Финляндию, Казахстан и на Украину в прошлом году прицепной техники отправлено в два раза больше. Экспорт в денежном выражении дает почти 700 тысяч долларов.
- Помнится, немалые надежды возлагались на литейный цех. А теперь там тихо. Выходит, необходимость в нем отпала?
- В так называемые застойные времена мы собирали по 100 прицепов в сутки. Литье получали от смежников из Красноярска. В конце месяца заготовки доставляли самолетами, чтобы уложиться в план. Поэтому в министерстве родилось решение строить в Орске собственную литейку. Но, видно, не судьба. Объемы производства сократились в 20 раз. Успели смонтировать только каркас, да и то не полностью. Сейчас он законсервирован.
- Я неслучайно спросил об этом. Невостребованные мощности - тяжелый груз для любого предприятия. Кроме того, у вас огромная территория, за которую полагается платить земельный налог. Как выдержать такой балласт, не отсюда ли все беды?
- Незадействованное оборудование простаивает с 1995 года, помещения не отапливаются. Из 230 тысяч квадратных метров главного производственного корпуса используются лишь 100. Что касается размеров территории, то завод занимал 180 га с перспективой на будущее. Конечно, много. И как оказалось, не по средствам. Поэтому около 50 га переданы в муниципальную собственность.
- Как это выглядит на местности - забор перенесли?
- Геодезисты обозначили границу просто колышками. Если отгородиться, вмиг мусорная свалка появится. А так переданная земля охраняется заводом, содержится в целости, сохранности и порядке. В любой момент город может выгодно продать ее или сдать в аренду.
- Раньше подобного рода меры даже представить было трудно. И все же финансовое состояние ОЗТП благополучным не назовешь. По отношению к позапрошлому году упали объемы производства. Легковые прицепы вовсе исчезли с рынка. Что делается в создавшейся ситуации? Вопрос, думается, актуален не только для оставшихся на заводе. Многие вчерашние станочники, сварщики, вынужденные переквалифицироваться в “челноков”, маются на базарах и все еще надеются на возвращение.
- Потери, безусловно, огромные, поскольку сокращение кадров с 7,5 тысячи человек до 1400 говорит само за себя. С причинами тоже ясно. Легковых прицепов выпускалось примерно 18 тысяч в год, потом они сошли на нет. Но в прошлом месяце мы снова начали их собирать. Уменьшили металлоемкость, пересмотрели еще кое-какие позиции. По цене наши изделия конкурируют с новоорскими. Соседям в какой-то степени легче: небольшому производству проще реагировать на обстоятельства. У нас - махина, попробуй, останови, а потом раскрути.
Сейчас главная задача - выжить. Способ заключается в том, чтобы больше производить и реализовывать, снижая при этом затраты. О прайс-листе я уже говорил. Второе направление предполагает целый ряд организационных и технических мероприятий. Есть понятие часов максимума нагрузки энергосистемы. В утренний период - с 8 до 10 часов - цена киловатта поднимается. Мы сдвинули начало смены на 2 часа позже. Эффект - 380 тысяч рублей экономии в месяц. В этом режиме мы продержались 4,5 года. С февраля предприятиям предоставлено право выбора любой формы расчета: одно или двуставочный тариф. Нам выгоден первый вариант, и мы вернулись к прежнему графику.
Стремимся исключить нерачительное потребление энергоресурсов. Дежурный персонал следит, чтобы освещение не горело в обеденный перерыв, а оборудование выключалось точно в определенное время. Это дает 249 тысяч рублей экономии в месяц.
- Цифры впечатляют. Но в прошлые годы призывы тоже звучали, а результат был невысокий.
- Теперь, можно сказать, дошло. Люди поняли, что ресурсосбережение повышает шанс получать зарплату. За счет рационального использования воды, газа, тепла, электричества удается сберечь 3 млн. рублей. В текущем году за энергоносители будем платить на уровне прошлого, несмотря на очередной скачок тарифов. Если говорить о динамике общих усилий, то с 97 млн. рублей, использованных на энергетику в 1996-м, сумма уменьшилась до 56 млн. рублей. В сопоставимых ценах, естественно.
- Средний уровень зарплаты на ОЗТП чуть больше 2 тысяч рублей. Сегодня ее выдают за ноябрь. Профилактория нет, детского лагеря тоже. Что держит людей?
- Во-первых, в прошлом году мы выдали 12 зарплат. Во-вторых, люди верят в то, что удастся все же вырваться из тупика вопреки сложностям и неуемным аппетитам энергетиков. Мы тянем все жилы из себя, а монополисты взяли и подняли тарифы. И не на 2 процента, а сразу на 25! Неплохо устроились. Должен, в конце концов, возобладать здравый смысл. На это и надеются прицепостроители. Остались те, кто прикипели к заводу, не потеряли квалификацию. Недавно на “Южуралмаше” проходил конкурс профессионального мастерства. Наш фрезеровщик занял первое место. Однако вынужден признать: притока молодежи нет. Развалить просто, создать - нужны годы. Зная это, мы не теряем связи со своим профтехучилищем. Есть договор с ним, организована практика для ребят. Наступит стабилизация - поднимемся с колен. Потому что работать не разучились. Финны покупают прицепы с орской маркой на протяжении многих лет. Они надежны, обладают хорошими эксплуатационно-техническими характеристиками, доступны по цене. Стало быть, можем поддерживать свой авторитет даже в нынешних условиях. А раз так, думаю, выживем.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024