Радист тральщика мутил воду во время и после войны
- Люди нашего города
- 14-02-2020
Николай Гущин, который в победном мае отметит 91 год, говорит, что застал лишь «хвостик» войны. В 1944-м пятнадцатилетним подростком поступил в школу юнг на Соловецких островах, выучился на радиста, а уже вскоре народ встречал Победу над фашистской Германией. Парней вывели из землянок на плац и сообщили радостную новость. Ни одной фотографии у матроса не сохранилось, наверное, да и не было их вовсе, а воспоминания всё там же – в глубине сердца.
Война началась в дороге: семья ехала в поезде в гости к тете в Кувандык.
– Тогда ничего не пугались, о войне говорили все, будто предрекали, – рассказывает Николай Григорьевич. – Люди читали газеты, чувствовали обстановку, все мальчишки бегали «с винтовками». Отца тут же забрали, и он сразу погиб под Москвой в 1941-м. Мать осталась одна с двумя сыновьями, трудилась на мясокомбинате. В тыловом Орске жили как все. На одежде – заплатки, что нашел, то нашел, а не нашел, так и не нашел. Картошку сажали везде и всюду, где место было. А вот учеба в школе не прерывалась. Книги были, портфели имелись, тетради стопками откуда-то тоже появлялись.
После школы юнгу Гущина направили служить в Санкт-Петербург – на малый тральщик Кронштадтского морского оборонного рубежа радистом. Чистили от якорных мин Финский залив, ранений от взрывов Коле чудом удалось избежать.
Вернулся Николай Григорьевич домой только в 1952 году с медалью «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны. И уже в Орске началась мирная жизнь.
– Даже мыслей не было остаться в Северной столице, – делится Гущин. – Сколько знал парней, все стремились домой. Переписывались с товарищами с год, потом потеряли связь. Иногда нет-нет, да и вставало перед глазами море: как-никак шесть лет воду мутили. Дело было молодое, все в новинку. Техника, корабли, люди…
Работал Николай Григорьевич на заводе имени Чкалова слесарем, затем мастером-энергетиком на ТЭЦ-1. Заработал стаж в 45 лет, вместе с армейскими годами.
– Я всегда шучу, что у меня три высших образования, – делится Гущин. – Первое – 7 классов школы № 5, второе – школа юнг, третье – вечернее отделение индустриального техникума. Всё пригодилось.
В квартире у ветерана чистота и порядок. На стенах – картины на морскую тематику, макеты кораблей, статуэтки матросов и множество книг. К сожалению, зрение уже не то, поэтому произведения приходится слушать в аудиоформате. Внук, например, закачал «Историю...» Карамзина на флешку, на досуге Гущин с удовольствием слушает материалы по приемнику, стилизованному под старину. Это подарок на 90-летие от дочери из Красноярска. Старается Николай Григорьевич и гулять, может пешком самостоятельно дойти до сквера Славы на парад Победы. Морское прошлое давало о себе знать и любовью к рыбалке на Ирикле. Потом из-за возраста от нее пришлось отказаться. Похоронив 4 года назад любимую супругу, Гущин живет с дочерью. Она и помогает по хозяйству. Навещают внуки, правнуки, приходят поздравлять заводчане.
Он живет и помнит. Вот и вытатуированный якорь выглядывает из-под рукава рубашки – напоминание о тральщике, море и вкладе в Победу.
Фото Дмитрия Бикбова
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024