РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Чтобы нас не смыло

Чтобы нас не смыло Чтобы нас не смыло

Первый градостроительный план Орска разработали в 1928 году после окончания Гражданской войны. Согласно ему застройка должна была вестись вдали от большой воды, которая во время весенних наводнений, по мнению властей, могла попросту смыть новые строения. 

На возведение дамбы и укрепление берегов Урала денег не было, поэтому президиум местного горсовета и губ-исполком «признали целесообразным отступить перед стихией» и решили начать стройку около станции Орской ветки Ташкентской железной дороги. Предполагалось, что город будет развиваться там, на Кумакской возвышенности, где много позже появится поселок тракторных прицепов, или ОЗТП. Под новый Орск отводили территорию примерно в тысячу гектаров, население этого района со временем должно было увеличиться до 100 тысяч человек. 

В северной части города предполагалось строительство аэродрома. План предусматривал также обустройство специальной площади для гражданских манифестаций, спортплощадок, базара. Документ утвердили, но через три года малый президиум Средне-Волжского краевого исполкома Советов признал «перенос Орска на новое место нецелесообразным». 

И уже в 1931 году к разработке очередного генерального плана города приступили западноевропейские архитекторы, представители всемирно известной школы «Баухаус». Руководителем группы стал голландец Март Стам, в ее состав вошли швейцарец Ганс Шмидт, немецкие архитекторы Лотта Беезе, Конрад Пюшель и другие. 

В первом варианте нового проекта под промышленную зону отвели лучшую по рельефу площадку в районе нынешних ЮУМЗ, механического завода и ТЭЦ. По берегам Елшанки предполагалось разместить общественные учреждения, а за ними кварталы жилых домов. Однако этот план одобрен не был. 

После отъезда Марта Стама в конце 1934 года руководителем проекта назначили Ганса Шмидта. Новый вариант генплана разработали уже в следующем году, и его утвердил Совнарком РСФСР. Но фактически строительство города началось еще до утверждения генплана. К примеру, к застройке квартала № 8 приступили в 1933 году, он был предназначен для заселения работниками локомотивного завода. Впоследствии этот район между проспектом Мира и улицей Московской, а также проспектом Ленина и улицей Станиславского стал известен как Соцгород. 

Квартал представлял собой функциональный микрорайон, где были запроектированы жилые дома, ясли, детсад, школа, столовая, клуб, кафе и продовольственный магазин. Здание детсада по переулку Музыкальному существует и сегодня, но находится в аварийном состоянии, поэтому учреждение уже не функционирует. Сносить дом, как планировалось в начале этого года, уже не будут – он внесен в список памятников градостроительства и теперь подлежит защите. В яслях сейчас располагается станция скорой медицинской помощи, а в первой в городе пятиэтажке по проспекту Мира, 26, по сей день есть магазины. Когда-то в пристройке к нему размещался продуктовый магазин, более известный как «стеклянный».

По генеральному плану 1935 года Комсомольская площадь должна была разместиться несколько южнее, однако центр города перенесли на пересечение проспектов Ленина и Мира. Во второй половине пятидесятых началось формирование площади, а в 1957 году рабочие приступили к строительству театра драмы. За основу был взят проект Мурманского драматического театра. Сначала площадь называлась Центральной, потом Театральной, а в 1962-м ее переименовали в Комсомольскую. В 1976 году на северной стороне площади вырос восьмиэтажный Дом Советов, а в сквере перед театром появился фонтан, рядом с которым уже в 1987-м установили памятник Ленину. 

 Фотографии предоставлены Орским краеведческим музеем

Материалы по теме

Чтобы нас не смыло

Первый градостроительный план Орска разработали в 1928 году после окончания Гражданской войны. Согласно ему застройка должна была вестись вдали от большой воды, которая во время весенних наводнений, по мнению властей, могла попросту смыть новые строения. На возведение дамбы и укрепление берегов Урала денег не было, поэтому президиум местного горсовета и губ-исполком...

Почему Соцгород не построили с первого раза

На судьбу проекта нового Орска повлияло несколько факторов, так считает сотрудник Орского краеведческого музея Елена Нижник.– Один из них – ведомственные противоречия, – рассказывает Елена Васильевна. – На протяжении тридцатых годов прошлого века одновременно с разработкой генплана города отраслевыми организациями велись планировка и строительство поселков при нефтеперерабатывающем заводе, никелькомбинате, мясокомбинате....

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.