РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Хотите нас убить – сделайте это сразу»

«Хотите нас убить – сделайте это сразу» «Хотите нас убить – сделайте это сразу» «Хотите нас убить – сделайте это сразу»

Нас осталось пять малых детишек,

Стороной беда не прошла.

О войне знаю я не из книжек,

Слишком больно она обожгла.

Автор этих строк – Нина Харченко, которой, когда началась Великая Отечественная, было всего четыре. Родилась она в Смоленской области, недалеко от Вязьмы, где в октябре 1941 года шли тяжелейшие бои.

– Местным пришлось многое пережить, пока нас не освободила Красная Армия, – вспоминает Нина Михайловна. – Конечно, были холод и голод, но для нашей семьи самым страшным стала смерть мамы. Ее казнили, поскольку отец являлся командиром партизанского отряда, кто-то донес про это фашистам. Тогда вся ответственность за детей легла на нашу старшую сестру Настю, которой было 12 лет. Мише – 8, Тамаре – 6, а младшей Гале – всего полтора года. 

До отца дошло известие, что жена погибла. Тогда партизаны, чтобы спасти детей, вывели их из поселка, который назывался Фанерный завод, и отправили в другую деревню, где никто не знал, кто они. 

– Многие дома там были заброшены. Вот в одном из них мы и поселились, – рассказывает наша героиня. – Через некоторое время партизаны привезли туда раненого отца, и Настя укрывала его на чердаке, лечила. Но вскоре и сюда пришли немцы... Одна из местных жительниц начала за нами следить, заметила, что сестра часто поднимается на чердак. Тогда она пригрозила, что расскажет все фашистам. К счастью, Настя успела предупредить отца до того, как они к нам нагрянули. Он ушел в лес. 

На следующее утро дочь отправилась его проведать, но так и не нашла.

– Именно поэтому долгие годы мы считали его погибшим. Через два дня после случившегося в дом с плеткой в руках явился немецкий офицер. Он у нас на глазах начал избивать старшую сестру, чтобы узнать у нее, где отец, но Настя молчала, – продолжает собеседница. – Через некоторое время фашисты принялись жечь деревни, а детей отправлять в Германию. Нас ждала та же участь. И опять на помощь пришла наша старшая. Она сказала старосте: «Мы настолько слабые, что не доберемся до места. Хотите убить – сделайте это сразу». Немцы махнули на нас рукой... 

В 1943 году деревню освободили, а Нину Михайловну вместе с братом и сестрами отправили в один из детских домов Калужской области. После 7 класса она поступила учиться в педагогическое училище, которое окончила с отличием. А после распределения попала в Орск, где до самой пенсии работала учителем физкультуры. Сейчас Нина Харченко возглавляет клуб «Дети войны», а ее фотография размещена на Доске почета Октябрьского района.

О судьбе отца Нина Харченко узнала только спустя 25 лет. В газете «Труд» вышла заметка одного из однополчан, который рассказал о его гибели.

Фото автора

Материалы по теме

«Хотите нас убить – сделайте это сразу»

Нас осталось пять малых детишек,Стороной беда не прошла.О войне знаю я не из книжек,Слишком больно она обожгла.Автор этих строк – Нина Харченко, которой, когда началась Великая Отечественная, было всего четыре. Родилась она в Смоленской области, недалеко от Вязьмы, где в октябре 1941 года шли тяжелейшие бои.– Местным пришлось многое пережить,...

«Приходилось жить в подвалах»

В Орске живут дети войны, в числе которых и те, кому в Великую Отечественную довелось побывать в концлагерях. Своими воспоминаниями с «ОХ» поделилась Анна Каньшина, родившаяся за год до начала тех страшных событий. – Родом я из Краснодарского края, – рассказывает она. – В 1942 году немцы оккупировали нашу станицу Вареновскую....

Сумела спасти старшего брата

До войны Александру Пищугину и ее братьев мама часто пугала словами: «Вот подождите, немцы придут и накажут!». А когда Саше исполнилось 5 лет, фашисты действительно пришли в их деревню Петрово, что на Смоленщине... – Это было в июле 1941 года, – вспоминает Александра Ивановна. – На тот момент все мужчины уже...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.