РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Приходилось жить в подвалах»

«Приходилось жить в подвалах»

В Орске живут дети войны, в числе которых и те, кому в Великую Отечественную довелось побывать в концлагерях. Своими воспоминаниями с «ОХ» поделилась Анна Каньшина, родившаяся за год до начала тех страшных событий. 

– Родом я из Краснодарского края, – рассказывает она. – В 1942 году немцы оккупировали нашу станицу Вареновскую. Приходилось жить в подвалах, потому что все дома разбомбили. Спали на соломе, которая была полна вшей. А ели сырые кукурузные и пшеничные зерна. Немцы специально держали нас в качестве живого щита, чтобы уберечь себя от обстрела советскими войсками. Фашисты «следили» за нашим здоровьем: по утрам под автоматами проводили досмотры, во время которых приказывали всем встать. Тех, кто не мог, сразу убивали. Это все продолжалось до апреля 1943 года, а потом началось наступление Красной Армии. 

Однажды ночью Анну Каньшину и остальных вывели из подвалов, вокруг рвались снаряды, больные и обессиленные люди шли и падали замертво. 

– Одна женщина уронила восьмимесячного младенца, но немцы плетками начали гнать ее дальше, – продолжает свой рассказ узница. – Она начала кричать и ее просто застрелили. Тогда многие погибли, пытаясь спасти своих детей. Нас перегнали в другое место и поселили в свинарник. Там мы жили до освобождения нашими войсками. Каждое утро взрослым выдавали план по работе на полях. Тех, кто не мог его выполнить, жестоко избивали. 

Анна Яковлевна вернулась на малую родину в декабре 1944 года. Кругом была разруха, все поля заминированы. Люди жили в окопах и землянках, ели корни камыша, а весной щавель и крапиву. 

– Мама с нами практически не бывала, она днем и вечером работала в поле, – говорит Анна Яковлевна. – Однажды мы с сестрой решили отправить папе письмо на фронт, но писать почти не умели, поэтому содержание было такое: «Мамы нет. Мы одни. В школу не ходим, потому что холодно и не в чем. Приезжай быстрее». Весточку от нас получил папин командир и дал ему отпуск на 10 дней, так как решил, что мама умерла. Когда отец приехал, то очень обрадовался, что все живы и здоровы.

Фото предоставлено героиней публикации

Материалы по теме

«Хотите нас убить – сделайте это сразу»

Нас осталось пять малых детишек,Стороной беда не прошла.О войне знаю я не из книжек,Слишком больно она обожгла.Автор этих строк – Нина Харченко, которой, когда началась Великая Отечественная, было всего четыре. Родилась она в Смоленской области, недалеко от Вязьмы, где в октябре 1941 года шли тяжелейшие бои.– Местным пришлось многое пережить,...

«Приходилось жить в подвалах»

В Орске живут дети войны, в числе которых и те, кому в Великую Отечественную довелось побывать в концлагерях. Своими воспоминаниями с «ОХ» поделилась Анна Каньшина, родившаяся за год до начала тех страшных событий. – Родом я из Краснодарского края, – рассказывает она. – В 1942 году немцы оккупировали нашу станицу Вареновскую....

Сумела спасти старшего брата

До войны Александру Пищугину и ее братьев мама часто пугала словами: «Вот подождите, немцы придут и накажут!». А когда Саше исполнилось 5 лет, фашисты действительно пришли в их деревню Петрово, что на Смоленщине... – Это было в июле 1941 года, – вспоминает Александра Ивановна. – На тот момент все мужчины уже...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.