Присоединяйтесь к нам: Присоединяйтесь к телеграмм каналу ОХ   Присоединяйтесь к группе ВКонтакте ОХ   Присоединяйтесь к группе Одноклассники ОХ   Присоединяйтесь к каналу Дзен ОХ  

РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
ПО ТЕЛЕФОНУ (MAX, Telegram, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Родом из староверов

Родом из староверов Родом из староверов Родом из староверов Родом из староверов

Людмила Галина говорит просто: «Чем старше становлюсь, тем чаще вспоминаю бабушку Екатерину Ивановну Антипину и ее родных. Как мало я о них знаю! А расспросить уже некого». Вместе с «Хроникой» наша героиня попыталась выяснить, кем же все-таки были ее предки.

В Кувандыкском районе, всего в нескольких километрах от трассы Оренбург – Орск, находится село Сара. Оно основано в 1861 году бывшими крепостными крестьянами-старообрядцами. В их числе была и семья Антипиных.

– Моя бабушка родилась в 1906 году, в разгар Первой русской революции, – рассказывает Людмила Галина. – У ее родителей Ивана и Арины Антипиных было еще трое детей: сыновья Михаил и Петр, дочь Анастасия. Уж не знаю, что случилось, но прабабушка Арина скончалась очень рано. По некоторым сведениям, не дожила и до тридцати, умерла в самом расцвете сил. Одному поднимать детей в те годы было очень трудно, поэтому прадедушка Иван женился второй раз, причем довольно скоро. В этом браке у него на свет появилось еще два ребенка.

В семейном архиве Людмилы Галиной их имен и фотографий не сохранилось. По ее словам, вполне возможно, что именно бабушка Катя намеренно уничтожила память об этих людях.

– Уж слишком она не любила мачеху, – вздыхает собеседница. – Как сейчас помню ее слова: «Неплохая женщина, но маменьку она мне никогда не заменит!».

Жизнь Антипиных не была легкой. Детей с малолетства приучали к хозяйству. Работали на пасеке, имелись у них свои лошади, коровы, куры, овцы и несколько гектаров земли. Как и многие тогда, питались просто: щами, кашей, киселем и хлебом. Спали на полу, а в школу ходили только зимой, в свободное от труда время. Осенью и весной тоже некогда было.

– Бабушка Катя однажды рассказала, как она пахала поле в шесть лет, – вспоминает Людмила Галина. – Ее тогда привязали к лошади с плугом и пустили вперед. Девочка, устав от тяжелой работы, начала клевать носом, в какой-то момент уснула и свалилась на землю. Лошадь пошла дальше, подтаскивая за собой плуг. Прадед вовремя заметил, что дочь его лежит на поле и успел оттащить ее от плуга. Так она и осталась жива.

Старообрядцы – религиозное течение внутри Русской православной церкви. Возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон провел реформу церкви. Еще их называют староверами. Первые 100 лет после раскола старообрядцы подвергались особенно жестоким притеснениям и гонениям. В конце XX – начале XXI века представители православной церкви активно работали в том числе в селах Орского уезда и убеждали староверов изменить свои взгляды.

В среде староверов существовали определенные традиции. Мужчины непременно носили бороду и усы, замужние женщины – многослойный головной убор – шашмуру и платье особого покроя – талечку. Обязательной частью костюма был пояс, тканый или плетеный.


«Раз – и исчез человек!»

В 1917 году случился переворот в стране, который кардинально изменил уклад жизни многих российских семей, в том числе Антипиных. Как и большинство крестьян того времени, они были вынуждены вступить в колхоз и сдать в него все нажитое непосильным трудом добро: домашний скот, технику и другое имущество. Однако это их не спасло от раскулачивания, а через какое-то время и от репрессий. В феврале 1930 года Екатерина Антипина оказалась единственной, кому удалось этого избежать.

– В то время она уже была замужем за моим дедом Иваном Кофейниковым, убежденным коммунистом, – говорит Людмила Галина. – Возможно, именно это ее и спасло. Только после смерти Сталина бабушка нашла своих родных братьев Михаила и Петра. Они жили в Ташкенте и Бишкеке соответственно. Потом часто приезжали в Сару к сестре, ее детям и внукам. О прошлом говорили только взрослые, дети в разговорах не участвовали. Маленькой только слышала от них: «Меньше болтай! Раньше знаешь, что было за лишние разговоры? Раз – и исчез человек!». Так что не обо всех из рода Антипиных я знаю: сослали их, а куда?.. Разве лишь в архивных документах, которые прежде имели гриф «Совершенно секретно», можно отыскать информацию.

У супругов Ивана и Екатерины Кофейниковых было пятеро детей, четверо из которых родились глухими.

– Одно время бабушка трудилась почтальоном в Саре. Во время работы ей приходилось общаться с больными краснухой. Это опасно, – размышляет об этой ситуации собеседница. – Инфицирование краснухой в первом триместре беременности может привести к выкидышу, мертворождению или многочисленным порокам развития ребенка, в том числе врожденной глухоте. Видимо, так и с бабушкой получилось. Однако всем своим детям бабушка с дедом дали хорошее образование. Он был начальником почты в Саре, в 1943 году его забрали на фронт, Победу встретил в Вильнюсе и вернулся домой.

Екатерина и Иван Кофейниковы вместе прожили 55 лет. Она – мягкая и глубоко религиозная женщина, он – строгий и требовательный, горячий сторонник советской власти. Такие разные они были, по словам Галиной, но очень трепетно относились друг к другу до последних дней.

У Екатерины Ивановны в детстве была подруга, купеческая дочь Марфуша. В тридцатые годы ее семья была репрессирована. Из-за этого Марфа повредилась рассудком. Часто несчастную женщину видели бродящей по селу и у бывшего купеческого дома, который в советское время перестроили под клуб.

Екатерина Антипина родилась в 1906 году в семье Ивана и Арины Антипиных. Родители Арины, как предполагает Людмила Галина, – Агафья и Яков Губарьковы. В метрических книгах Орского уезда, в состав которого раньше входило и село Сара, встречается эта фамилия. Яков Пантелеймонович Губарьков был орским мещанином, а Агафья Ивановна – его супругой. У них были дети Арина, Мария, Татьяна, Тимофей, Даниил. Хотя в архивных документах имен Арины и Татьяны не встречается. Впрочем, в то время их могли записать неправильно, допустив ошибку в имени и фамилии. Либо имя писали иначе: вместо Арины, допустим, Агриппина.

Вполне возможно, что Арина Губарькова вышла замуж за Ивана Антипина и переехала к мужу в Сару, а вот две ее младшие сестры Татьяна и Мария остались в Орске. Жили они в Старом городе. В замужестве Мария стала Графкиной, а Татьяна – Елиной. К слову, в Орске, согласно метрическим православным книгам есть данные о двух Графкиных: мещанах Андрее Терентьевиче и Василии Афанасьевиче.

Фото предоставлены Людмилой Галиной

Материалы по теме

Родом из староверов

Людмила Галина говорит просто: «Чем старше становлюсь, тем чаще вспоминаю бабушку Екатерину Ивановну Антипину и ее родных. Как мало я о них знаю! А расспросить уже некого». Вместе с «Хроникой» наша героиня попыталась выяснить, кем же все-таки были ее предки.В Кувандыкском районе, всего в нескольких километрах от трассы Оренбург –...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.