В уходящем году техническую базу Орского перинатального центра впервые за всю его историю колоссально обновили. Учреждение оснастили 40 единицами нового современного оборудования общей стоимостью 111 миллионов рублей. Это стало возможным благодаря федеральному проекту «Охрана материнства и детства». Об этом и многом другом расскажем в нашей традиционной рубрике.
Федеральный проект «Охрана материнства и детства», созданный для перинатальных центров третьего уровня и рассчитанный на несколько лет, стартовал в 2025-м. Оренбуржью повезло быть в числе первых регионов, которым направили средства. Орский перинатальный центр освоил всю выделенную сумму.
Удобно наблюдать
Львиная доля техники поступила в перинатальный центр осенью. Она была закуплена для отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Среди новинок – цифровой рентгенологический аппарат. Его главное достоинство – мобильность. Оборудование на колесах перемещают по отделению, а монитор на подвижном рычаге опускают, поднимают и поворачивают, что делает возможным обследовать в том числе лежачего пациента.
– Снимки, а их за пару месяцев сделано уже 150, в цифровом формате сразу попадают в компьютер и передаются врачу. Исследование проходят практически все пациенты отделения, – рассказывает рентген-лаборант Елена Майорова.
В соседнем кабинете заведующая Светлана Крамаренко с помощью компьютера следит за жизненно важными показателями пациентов, в том числе частотой сердечных сокращений, сатурацией.
– Это еще одна наша новинка – станция центрального мониторирования, – поясняет Светлана Геннадьевна. – Она подключена к кювезам в отдельном боксе, в них находятся новорожденные. Вся информация транслируется на экран, а мы за ней постоянно наблюдаем.
Кювезы тоже современные: с встроенными весами, системами подачи кислорода и регулировки температуры. Такая техника стоит миллионы. И все же это не самое дорогое приобретение в отличие от многофункциональных аппаратов ИВЛ. Цена одного – около 9 миллионов рублей. С их помощью новорожденным даже с критически низкой массой тела проводят все виды респираторной терапии. Оценивается состояние легких и выбирается наиболее бережный метод дальнейшего ведения малышей. Раньше для разных режимов ИВЛ требовалось несколько аппаратов, теперь один.
Охладить и спасти
Поступил в центр и эксклюзивный прибор. Используется он редко, но жизненно необходим некоторым пациентам.
– Аппарат для гипотермии помогает спасти доношенных детей, которые рождаются с асфиксией, то есть с острым кислородным голоданием. Частая причина такого явления – внезапная отслойка плаценты, – объясняет заведующая отделением. – Чтобы клетки головного мозга остались живы, ребенка нужно охладить до 34,5 – 35 градусов, а потом согреть. Аппарат помогает это сделать. На маленький матрас, к которому подведены шланги от основного прибора системы, помещаем младенца и запускаем в матрас охлажденную жидкость. Потом нагреваем тем же способом.
Все в ходу
Приборы, которые поступили в центр летом, уже отлично зарекомендовали себя. По словам Натальи Третьяковой, неонатолога, заместителя главного врача по педиатрической помощи, аппарат для подачи в дыхательные пути газовой смеси с закисью азота появился в медучреждении впервые.
– Раньше недоношенных детей с повышенным давлением в легочных артериях мы отправляли санавиацией в областной перинатальный центр. Теперь на месте подключаем их к аппарату ИВЛ, – уточняет она.
В процедурном кабинете установлен новый бокс с ламинарным потоком воздуха для приготовления лекарственной смеси в стерильных условиях. Там же теперь есть размораживатель плазмы для переливания. А в лабораторном отделении – прибор для определения газового состава крови. Это важно для успешной искусственной вентиляции легких, ведь именно от правильной расшифровки анализов зависит регуляция параметров аппарата ИВЛ.
В рамках федерального проекта диагностическая база учреждения тоже пополнена. Новый аппарат установили в кабинете УЗИ, а при помощи передвижного оборудования обследуют стационарных пациентов. Кроме того, уже на свои средства центр приобрел два аппарата кардиотокографии для контроля сердечной деятельности плода. Датчики, установленные на живот беременной, снимают показания, аппарат их анализирует и ставит диагноз.
В реанимациях гинекологического и акушерского отделений появились видеоларингоскопы. При подаче общего наркоза анестезиолог видит на мониторе, как трубка входит в горло. Процесс важно контролировать. У беременных нередко изменено положение диафрагмы и мышц в районе легких. Наркоз должен быть безопасным, особенно если пациентка в критическом состоянии.
Про врачей, пациентов и оптимизм
Закупка нового оборудования не единственная задача, которая стояла перед коллективом перинатального центра в 2025 году. Главный врач Евгений Бучман рассказал о проделанной работе.
По словам Евгения Ефимовича, учреждение оказывает помощь жительницам всего восточного Оренбуржья:
– К сожалению, современные женщины не становятся более здоровыми, – констатирует он. – Но если раньше пациенткам с тяжелыми заболеваниями, например сахарным диабетом, не рекомендовали рожать, то теперь жесткие рамки не ставятся. Конечно, в таких случаях роды трудные, а младенцы появляются на свет не всегда здоровыми. Это новые вызовы, мы стараемся с ними справляться.
– Как в целом обстоит дело с рождаемостью?
– Увы, количество родов ежегодно уменьшается примерно на десять процентов. Влияют многие факторы. И такая тенденция характерна не только для Орска. При этом примерно 25 процентов детей требуют лечения в отделении патологии новорожденных и реанимации. Всех спасаем и выхаживаем, если не идет речь о критических пороках организма. У нас не очень дисциплинированное население. Некоторые будущие матери встают на учет поздно, когда невозможно что-то сделать с выявленной патологией плода, либо вообще приезжают в центр уже рожать.
– Полтора года назад, когда вступили в должность, пришлось столкнуться с серьезной нехваткой кадров, особенно среднего медперсонала. Ситуация изменилась?
– Со средним медперсоналом стало проще. Привлекаем к работе санитарками студенток медколледжа, которые проходят у нас практику. Предлагаем гибкий график, его удобно совмещать с учебой. Из тех, кто соглашается, получаются надежные кадры. Они остаются и после обучения. А вот врачей приходит меньше, каждый на вес золота. В уходящем году штат пополнил молодой перспективный эпидемиолог. На днях приступил к работе стажер-целевик, в следующем году он будет полноценным акушером-гинекологом.
– Сколько сейчас вакантных мест?
– Женщинам Орска, а это около 72 тысяч человек, необходимо примерно 20 амбулаторных гинекологов в местных консультациях. У нас их всего 10, шесть из них пенсионного возраста. В стационаре дефицит чуть меньше, но тоже есть.
– Какие задачи ставите на 2026 год?
– У нас несколько отдельно стоящих корпусов. Самая большая проблема в том, что пациенток из роддома приходится транспортировать в реанимацию и отделение патологии по улице. Это сложно и затратно. Раньше использовали спецавтомобиль, доставшийся от «Скорой помощи», он уже выработал ресурс. В этом году гайское предприятие подарило нам новую «Газель». Но акушерская и гинекологическая службы все равно должны находиться рядом. Я оптимистично настроен и надеюсь, что вопрос по объединению отделений все же начнет решаться в 2026-м. Важно для начала хотя бы составить проект.
По данным на 18 декабря, с начала года в Орском перинатальном центре родились 1929 детей.
Фото Дмитрия Бикбова