РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

У времени в плену

Празднование 50-летия Орского водоканала прошло скромно и незаметно. Во всяком случае, для населения, которое централизованно снабжается живительной влагой вот уже полвека. Наверное, оттого, что коллективу, занимающему по значимости, пожалуй, самое главное место в городе, приходится трудно. Конечно, никто еще от жажды не погиб. Между тем будущее водоканала в тумане. Сегодня оно называется муниципальным унитарным предприятием, но от смены вывески дела здесь лучше не пошли.Варим, лудим, паяем…
– Износ трубопроводов достиг 60 процентов, за этой планкой уже критическое состояние, – резюмирует директор МУП А. Чуриков. – Все, что в наших силах, мы предпринимаем. Протянули водовод от поселка завода тракторных прицепов до площади Гагарина. Что позволило ослабить нагрузку на “девятисотку”, проходящую через Старый город, и покончить с авариями, которые тут происходили. На трех насосных установили частотные преобразователи, обеспечивающие равномерность давления в старых трубах.
Руководитель не скрывает и болевых точек, которых в изношенном организме целое множество. Так или иначе они отражаются на каждом из жителей Орска. Весной прошлого года на Кумакском водозаборе остановилось одновременно несколько скважин. Причина банальна – воры срезали провода на электрических опорах. Когда-то территория подразделения водоканала находилась за железобетонным забором с колючей проволокой. Сейчас от него практически ничего не осталось. Кстати, крайних так и не нашли. На полноценную охрану у водников нет денег. И этому обстоятельству есть объяснение: неплательщики за использованную воду задолжали почти 10 миллионов рублей. Иски в суд желаемого результата не дают, поскольку с бедного потребителя взять нечего. Именно по этой причине водоканал в течение 7 лет не может восстановить скважины, выслужившие свой срок. В обновлении нуждаются многие из них, а открытие новых сродни эпохальному событию. Судя по всему, изношенное хозяйство городу становится не по плечу. В него входят 600 километров водопроводных и 323 километра канализационных магистралей, 120 скважин, включая бывшие ведомственные и в окрестных поселках, тоже доведенных, что называется, до ручки. Стоит ли удивляться перебоям с водой. Свеж в памяти порыв трубопровода в поселке Степном, для устранения которого потребовалось участие областного руководства. Натворил бед канализационный коллектор в поселке ОЗТП, в некоторых гаражах до сих пор погреба не высохли. Непонятна ситуация с водоводом ОАО “Орскстанкомех”: то ли его передали в муниципалитет, то ли нет. Новая авария нанесла ущерб владельцам огородов. Виноватых нет. Похоже, проще заменить хозяйство водоканала новым, чем латать старое. Только где взять столько средств?
Впрочем, не лучше положение и в других городах страны. Правда, в отличие от нас, возмущающихся создавшимся положением и ждущих неизбежной развязки, кое-где местная власть уже нашла выход из кризисной ситуации. За примерами далеко ходить не нужно. В Оренбурге водоканал скоро отпразднует свое 160 - летие. Общая протяженность сетей составляет почти 1450 километров, из них водопроводных – 750 километров, 500 из которых со 100-процентным износом. То же можно сказать о 480 километрах из 700 канализационных. Последствия имели конкретный характер. Если в 1998 году здесь произошли 442 аварии, то в 2003-м их количество превысило 820. Представить мучения жителей областного центра несложно.
Разбитая армия хорошо учится
Руководство Оренбурга, взвесив все возможные варианты, отдало своеобразную “черную дыру” в аренду ООО “Оренбург Водоканал”. Как выяснилось, арендаторы думают не только о доходах, но и судьбах своих земляков. Хозяйство досталось немалое, трубопроводы и сооружения мощностью 230 тысяч кубометров воды в сутки. Канализационные сети измеряются 200 тысячами кубометров. Сюда же относятся 7 водозаборов. К слову, кроме Оренбурга, предприятие снабжает водой 6 близлежащих поселков.
Если выражаться официальным языком, фирма осуществляет долгосрочный инвестиционный проект, проводит большой объем инжиниринговых работ и с оптимизмом смотрит в будущее. Коротко о результатах: водоснабжение областного центра заметно улучшилось, стабилизировалось финансово-экономическое состояние предприятия.
А теперь о том, как удалось выполнить поставленную задачу. Реформирование системы ВКХ включает в себя три этапа. Не станем подробно останавливаться на первом, поскольку в него входило решение различных организационных задач, и приступим сразу ко второму. Он предусматривал переход от МУПов к операторской компании, внедрение более эффективных методов менеджмента. Для этого потребовался целый ряд тщательно продуманных мер, в числе которых оформление отношений с потребителями, инвентаризация имущества, его паспортизация и регистрация в органах юстиции, технический аудит всей существующей системы водоснабжения для создания генеральной схемы важного процесса и стратегии развития ВКХ. За этими, на первый взгляд, сухими словами кроется огромный и кропотливый труд. Чего стоило, скажем, осуществление программ по снижению издержек за счет оптимизации управления и эксплуатации всего хозяйства? Или выстраивание адекватных правовых отношений с участниками рынка, повышение объема выручки. А разработка и утверждение стратегического плана корпоративного развития водоканала, долгосрочной инвестиционной программы и тарифной политики?
Предпринятые усилия помогли выявить основные проблемы. Они касались несовершенной организационной структуры, низкого уровня оснащенности компьютерной техникой, несогласованности структурных подразделений, отсутствия кадровой политики. Вдобавок ко всему вскрылся значительный неучтенный расход воды – около 27 процентов – в том числе и на собственные нужды, потери при возникновении аварий, незаконная корректировка абонентами показаний приборов учета, самовольное подключение к разводящим сетям, низкое качество воды, высокие энергозатраты. Ситуацию усугубляли низкая собираемость выставленных счетов – 82,5 процента, задержки отчислений налогов и зарплаты, устаревшая организационная структура, отсутствие плана развития.
Но и это еще не все. После ликвидации так называемого перекрестного субсидирования уровень оплаты услуг населению и промышленным объектам на 2004 год был установлен в размере 68 процентов от экономически обоснованного тарифа. Вдобавок в бюджете закладывалось лишь 44 процента от необходимой суммы на возмещения образовавшейся разницы. Складывалась безрадостная картина: при среднем повышении цен на воду в размере 18 процентов доходы водоканала обещали вырасти только на 0,01 процента.
В принципе, “Оренбург Водоканал” совершил героический поступок, взявшись за реанимацию агонизирующего в прямом и переносном смыслах предприятия. И напрасно подозревали его некоторые жители города в корыстных целях. Вряд ли они представляют, сколько пота и крови стоило предприятию исправлять чужие ошибки. Нашлись специалисты, которые взяли ответственность за будущее Оренбурга, не испугавшись последствий в случае неудачи. Что лишний раз подтверждает их профессиональную состоятельность.
Конечно, сказать о полной ликвидации сложностей и неурядиц в областном центре пока нельзя. Однако некоторые итоги первого года работы говорят сами за себя.
Разруха - не в клозетах...
Разумеется, пришлось пойти на корректировку в руководящем составе, который стал мобильно обеспечивать обслуживание и ремонт систем водоснабжения. А объединение водозаборов позволило оперативно распределять воду по районам Оренбурга и фактически покончить с ее дефицитом. Число повреждений сетей снизилось в 4 раза, обслуживающий персонал забыл об авариях на сооружениях, на 21 процент сокращен неучтенный расход воды. Пересмотрены режимные карты функционирования скважин, ужесточен контроль над выполнением работ, введены их планирование и строгая отчетность.
Наконец-то пришло то, что зовется забытым нынче словом “порядок”. Вот конкретные цифры. В 2003-м были очищены от грязи 1258 колодцев, в 2004-м – 4980, перекладка канализационных сетей с 125 погонных метров выросла до 380, а промывка – с 17350 до 53145. Объем капитального ремонта вырос почти в 4 раза. Приняты в эксплуатацию 3 водозабора, что в комплексе с изменением гидравлического режима сети привело к уменьшению покупной воды на 40 процентов. Построено более 15 километров водопровода и почти 20 километров канализации.
Идем дальше. Созданы дирекция по сбыту и служба экономической безопасности, которые обеспечили рост выручки на 16 процентов, а несанкционированным врезкам поставили прочный заслон. Система бюджета и оперативного мониторинга затрат привела к их более точному и детальному планированию. Удалось снизить расходы ГСМ на 30 процентов, наполовину сократить запасы на складах с материальными ценностями. За 10 месяцев прошлого года показатели бизнес-плана по подъему воды и отведению стоков выполнены на 100 процентов, по реализации услуг – на 100 процентов. В графе “Реализация дополнительных услуг” значатся 128 процентов! Финансовое состояние ООО “Оренбург Водоканал” позволяет пользоваться такими механизмами, как кредит и лизинг, своевременно отчислять налоги, выплачивать зарплату, оплачивать услуги поставщиков и подрядчиков. Уместно подчеркнуть: созданы дополнительные рабочие места, увеличен фонд оплаты труда. Средняя зарплата, поднявшись на 16,7 процента, сейчас составляет 5532 рубля, снижена текучесть кадров. Наблюдается устойчивая динамика к снижению расходов на электропотребление – конкретно, на 11 процентов. По инициативе “Оренбург Водоканала” специализированной инжиниринговой компанией “РВК-Консалтинг” проведены технологические изыскания, построены графические и гидравлические модели системы подачи и распределения воды, сделан анализ работы канализационных сетей, определены эксплуатационные нормы потребления воды населением. Кроме того, обследована часть водозаборов и прилегающей территории с целью изучения запасов и качества воды. Уже реализованные меры получают логическое продолжение. Достигается оптимизация режимов действующих скважин, разрабатываются система контроля над сбросом промстоков, проект технического переоснащения очистных сооружений.
Впереди у фирмы – новые планы. Они связаны с формированием долгосрочной программы модернизации и развития ВКХ, повышением собираемости денежных средств за предоставленные услуги до 100 процентов, снижением неучтенных потерь и расходов на 14 процентов. Возникает вопрос, принимающий в последнее время все большую остроту: не станет ли для населения плата за воду непосильным бременем? Согласитесь, второстепенным его не назовешь, поскольку оплата коммунальных расходов постоянно растет и конца этому процессу в обозримом будущем не видно. Ведь аппетиты энергетиков и газовиков не снижаются. Похоже, оптимальный вариант в создавшемся положении кроется в установке индивидуальных счетчиков. Излишних иллюзий по этому поводу быть не должно. В Латвии, например, поступили просто и без затей, повысив цену за один куб воды до одного доллара. В России она в несколько раз дешевле. Для нас актуальнее другая проблема – чтобы каждую квартиру, каждый дом исправно снабжали живительной влагой как зимой, так и летом. И чтобы нашлись люди, способные решать злободневную проблему. Пока не стало поздно и есть шанс избежать катастрофы, ведь и в Орске износ сетей водоканала подошел к черте, за которой крах.

Материалы по теме

У времени в плену

Празднование 50-летия Орского водоканала прошло скромно и незаметно. Во всяком случае, для населения, которое централизованно снабжается живительной влагой вот уже полвека. Наверное, оттого, что коллективу, занимающему по значимости, пожалуй, самое главное место в городе, приходится трудно. Конечно, никто еще от жажды не погиб. Между тем будущее водоканала в тумане....

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.