Работали за троих труженики Орска в войну
- Люди нашего города
- 07-05-2005
Проблема достоверности истории перед обществом стояла всегда. Однако разного рода летописцы, отражая ее, вольно или нет допускали серьезные погрешности. То же касается произведений искусства. Исключением является, пожалуй, только газета. Ее страницы служат зеркальным отражением минувшего времени. Подтверждение тому – «Орский рабочий», честно и добросовестно фиксировавший каждый день Великой Отечественной. Накануне юбилея Победы у нас есть возможность вновь окунуться в атмосферу того периода, ощутить драматизм событий и силу духа людей, вынесших все тяготы и лишения военных лет. В ответ на зверства фашистов
Газета более чем 60-летней давности представляет собой своего рода дневник, написанный орчанами за те четыре года. Главной задачей печатного органа горкома КПСС и горисполкома, конечно, являлась мобилизация населения на самоотверженный труд. Как известно, Орск принял целый ряд эвакуированных заводов из захваченных противником районов страны. Предстояло в самые сжатые сроки запустить новые мощности и наладить выпуск необходимой фронту продукции. Основное большинство их содержалось в секрете, поэтому заметки часто начинались словами: «На предприятии, где директором тов. Бибенин…» Но это было немного позже. А во второй половине 1941-го «Орский рабочий» публиковал отчеты с митингов по поводу вероломного нападения Германии на СССР и заявления советского правительства. Шла мобилизация. Судя по содержанию материалов, новобранцы уходили воевать с приподнятым, бодрым настроением, намерением скоро разгромить врага и вернуться домой.
С января 1942-го каждый номер газеты начинался со сводок Совинформбюро под рубрикой «В последний час», отражал международную реакцию и освещал положение дел в таких отраслях городской экономики, как цветная металлургия, нефтепереработка, машиностроение, строительство, железнодорожный транспорт. Ведь они имели стратегический характер, отражались на боевых действиях.
Издание выходило на двух полосах, но Нота народного комиссара иностранных дел В. Молотова заняла вдвое больший объем. Подобное практиковалось не раз, объяснялось политической важностью для государства и за его пределами. Речь шла о зверствах фашистов на оккупированных территориях, в лагерях для военнопленных и гражданского населения, включая стариков и подростков. Им не давали воды, питание состояло из двух картофелин, что приводило к ужасающей смертности. В Львове шла резня евреев и поляков. Над людьми издевались: выдергивали руки, обезображивали лица, скальпировали. Тревожная обстановка складывалась на полях сражений, мы теряли город за городом, сырьевой и продовольственный потенциал. Обнародованные ужасы должны были усилить ненависть к немцам, отразиться на отдаче тружеников тыла.
Расчет оказался верным. «За двоих, троих работали кузнец тов. Трубай, газорезчики тов. Харитонов, Головничев. Около 2 норм за смену выполнял строгальщик тов. Нефедов», – сообщала газета с завода металлоконструкций. В следующей заметке значится: «Станочник Ледзинский выдал 253 процента, на следующий день – 309. Многие товарищи подняли выработку, но он не уступил первого места, позавчера добился замечательного успеха – перекрыл норму в 4 с лишним раза». Комсомолец депо станции Орск Воронов, подписавшийся под короткой информацией, пообещал: «Не забудем, не простим! Усилим еще больше помощь фронту. В 1942 году обязуюсь работать за четверых». Сами за себя говорят заголовки тех дней: «Немецкие бандиты будут истреблены», «Мстить беспощадно», «Велик гнев народа».
Будни далекого от кровавых сражений и громких побед города не отличались яркими событиями. Тем не менее газета в меру своих возможностей вносила определенное разнообразие в жизнь глубинки. Она активно освещала почины и движения, приуроченные к тем или иным памятным датам. Их поддерживали и жители близлежащих сел. «Орский рабочий» участвовал в решении проблем, появившихся на производстве. Пример тому – тематическая полоса «К станкам и агрегатам», где обобщался опыт одного из заводов. Здесь на смену мобилизованным мужьям и отцам пришли их жены и дети.
Учились на связистов, минометчиков…
Газета популяризировала поступающие в прокат кинофильмы. Один из них назывался «Борьба с вражескими танками», демонстрировавшийся в кинотеатре «Октябрь». В ответ на промышленных объектах создавались лыжные формирования истребителей танков, минометчиков, связистов, санитаров. Под рубрикой «Коротко» сообщалось, что «…на крупнейших предприятиях города действуют кружки станковых пулеметчиков. На никелькомбинате в них занимаются 22 человека, на заводе Чкалова – 38».
«Помогают фронту», – так озаглавлена информация, в которой говорится: «Учащиеся школы № 9 сдали в фонд обороны свыше 600 рублей, 840 рублей передали на строительство танка «Пионер». Ребята собрали 7 тонн железного лома и 75 кг лома цветных металлов, 350 бутылок для горючего». Значение искусства трудно переоценить. «Боевой киносборник № 7», сообщала газета, за два дня посмотрели около 2 тысяч взрослых и 350 детей. Свою роль играли принятые по радио корреспонденции, одна из которых называлась «Немецкие солдаты все чаще и чаще сдаются в плен советским войскам». Сенсационным можно назвать «Заявление немецкого летчика, перелетевшего на сторону советских войск». Вчерашний ас возмущался армией, которая жжет дома, грабит и убивает мирное население ради мирового господства. Но русские уверены в победе, такой сплоченный народ покорить невозможно, приходит он к выводу.
Безусловно, росту духа орчан способствовали разножанровые публикации местных журналистов о трудовых подвигах производственников, фотографии сбитых самолетов, выведенной из строя техники. Помещались и снимки передовиков. В частности, под одним из них значилось: «Ученик железнодорожного училища комсомолец Коля Поляков, отлично освоив слесарное дело, вырабатывает до 150 процентов нормы взрослого рабочего». У наших ветеранов действительно героическое прошлое. Известен случай, когда на заводе имени Чкалова настоящий подвиг совершил оператор установки. После ремонта ее вновь запустили, оставалось только открыть вентиль, чтобы начать отгрузку автола для танков. Но, как выяснилось, в спешке забыли вытащить заглушку в цистерне с готовой продукцией. Тогда нефтяник нырнул в горячую массу. Он достиг своей цели и даже остался в живых.
Все силы, энергия и опыт отдавались без остатка одной задаче – обеспечить нашу армию всем необходимым для отражения вражеских полчищ и их беспощадного уничтожения. Сами за себя говорят строки: «Трудящиеся стремятся каждый свободный рубль отнести в сберкассу. За 15 дней января сумма поступлений составляет 146648 рублей». За первым государственным займом последовали второй, третий… «На алтарь Отечества» люди денег не жалели, подписывались кто на 1000, кто на 1500, а то и на 3000 целковых при зарплате 140–180 рублей. Развернутая местными властями кампания впечатляла темпами. На 6 июня 1943-го средств насчитывалось 25586000 рублей, а на 8 число уже почти 30 миллионов! Более того. Вот небольшая заметка, подписанная секретарем комитета комсомола энергокомбината Алексеевым: «Мы организовали сбор средств на постройку авиазвена «Орский комсомолец». За один день собрано свыше 3 тысяч рублей». Коллектив кормового хозяйства мясоконсервного комбината внес на танковую колонну 520 тысяч рублей. «Тов. Башеев внес 40 тыс., бригадир Кушманов – 50 тыс., Давлетов – 60 тыс. По 5 тысяч внесли домохозяйки Мадьярова и рабочий Турманов», – сообщала газета в 1944-м.
Письма с фронта
Законы военного времени отличались суровостью. Иллюстрацией служит подборка информаций, озаглавленная «Расхитители социалистической собственности получили по заслугам». В ней говорится следующее: «Рабочий совхоза «Ударник» сообщил редакции, что в марте из магазина совхоза была совершена кража, а в апреле на квартире продавщицы Марфиной обнаружены большие запасы продуктов. Тем не менее к ответственности никто не привлечен. Письмо было направлено на расследование. Дело передано следственным органам. Суд приговорил Марфину к 3 годам тюремного заключения». Не поздоровилось и некоему Гриценко, который «6 июля в 3 часа ночи забрался в огород гр. Кудряшевой, проживающей по ул. Чапаева, 76. Вор успел нарвать 10 кг зеленого лука, 10 огурцов и хотел скрыться, но в тот момент был задержан работниками милиции. Гриценко арестован и привлекается к уголовной ответственности».
В Орске наряду с военными заботами хватало и городских проблем. Учащиеся ремесленного училища № 12 ТЭЦ организовали помощь семьям фронтовиков в уходе за огородами. На механическом заводе выдвинули другой почин – бороться за звание фронтовой бригады. Оказывалось внимание сиротам. Инвалид II группы В. Кожухарев, отец двух красноармейцев, решил отдавать по пол-литра молока соседским ребятишкам. В ближайшем номере опубликована заметка, подписанная их матерью – Е. Лучевниковой. «Мой муж убит гитлеровцами. Я осталась с 4 детьми. Но я не чувствую себя одинокой. У меня пенсия от государства – 800 рублей. Но больше всего трогает внимание Кожухарева, который ежедневно приносит 0,5 литра молока моим ребятам».
Особый интерес представляет публикация в газете от 28 марта 1945 г. В ней сообщается, что на мясокомбинате получен пенициллин лабораторным путем в небольшом количестве. Для предварительной апробации он передан в городскую больницу. Лекарство применялось тогда в виде примочек, имело поразительный эффект и большое будущее.
Наибольшим воздействием обладали письма с позиций, написанные, что называется, от души. Они принадлежали вчерашним слесарям, металлургам, машиностроителям и строителям, занятым мирным трудом. Так осуществлялась тесная связь фронта и тыла, помогающая выстоять обеим сторонам. Причем тон помещенных посланий в разные периоды Великой Отечественной заметно менялся. Вот что писал бывший рабочий мясокомбината, красноармеец Ф. Ярушин: «Красный боец бьет без промаха. Черные трупы фашистских налетчиков устилают дороги, по которым спешно отступает гитлеровская грабь-армия». Бывший мастер ремонтно-механического завода И. Нейжмаков писал: «Оправившись от ранения, я опять иду в бой, чтобы честно сдержать свое слово». А это подробный отчет перед своими земляками: «Мы развернули в своих частях боевое социалистическое соревнование за дерзость в разведке, за ярость в наступлении, за стремительность в преследовании врага. В начавшемся 1942 году наша рота уничтожила 223 гитлеровских бандита. Боец тов. Ивлев уничтожил 18 солдат и офицеров, тов. Юдин – 15, Швецов – 12, парторг тов. Язев – 11, Михеев – 11, бойцы тов. Зуев, Кононов и Черкасов – по 10». В 1943-м один из орчан сообщал домой: «Смерть немцу! Мы его убьем. Перешагнем через немецкие трупы, мы освободим наших сестер из позорного плена. Вперед в бой!» И наконец – 1945-м. Письмо от П. Спиридонова, бывшего рабочего мясокомбината: «Поздравляю с Новым годом, в котором мы добьем и навсегда уничтожим фашистского зверя!» Самыми яркими по эмоциональному накалу являются строки, принадлежавшие гвардии старшему сержанту Ф. Булгакову: «Это письмо пишу на поганой немецкой земле, в пункте, находящемся недалеко от столицы Германии Берлина. Пришел для проклятого немца час возмездия. Дороги, по которым мы пришли сюда, завалены разбитой немецкой техникой, сотнями трупов немецких солдат и офицеров. Земля зверя горит у него под ногами, жители бегут, но удирающих немцев опережают наши войска, и вот плетутся обратно старые фрицы и их самки, породившие убийц и насильников, грабителей и мародеров. Они почтительно кланяются нам, заискивают, твердят заученную фразу: «Гитлер капут». Как они отвратительны! До свидания, товарищи. Иду вперед!»
Точку в войне поставил Приказ Верховного главнокомандующего, опубликованный в «Орском рабочем» в номере от 10 мая и заканчивающийся словами, ставшими историческими: «Великая Отечественная война победоносно завершена, Германия полностью разгромлена».
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024