Вся жизнь - на благо Родины
- Люди нашего города
- 07-05-2005
Каждый год 9 мая я тоже спешу с цветами к Вечному огню. А потом подхожу к мемориалу и читаю фамилии, как будто надеясь встретить там фамилию своего отца – Федора Николаевича Коханова. Но ее там нет, и это не укладывается в голове, т. к. для меня мой отец, отдавший здоровье и жизнь на благо Родины, как он часто говорил, был солдатом своей страны, своего народа.
Лето 1941 г. Немцы бомбят Краматорск. Коханов, ведущий конструктор Новокраматорского завода им. Сталина, дежурил с товарищами ночью под проливным дождем на территории завода. Обезвреживали фугасные бомбы. Простудился. Пневмония – больничная койка. С высокой температурой выписался и вместе со всеми готовил товарняки для людей и заводского оборудования к эвакуации. Ему дают броню и отправляют с семьей на Урал, в город Кунгур Пермской области.
Больше месяца эшелон добирался до места назначения. Работа по 24 часа в сутки. О своем здоровье такие, как отец, не думали. Холод, голод, неустройство быта – за годы пневмония перешла в туберкулез легких.
В моем семейном архиве есть книга Б. Любимова «На Южном Урале», изданная в 1947 г. В ней – исторический материал об Оренбуржье предвоенных, военных и послевоенных лет. Один из рассказов называется «Встреча в цехе», где корреспондент беседует с начальником цеха № 1 Ф. Н. Кохановым. «…Этот молодой человек походил на студента 2–3 курса, приехавшего на производственную практику, – пишет автор. – Однако был не таким уж юнцом, как показалось с первого взгляда. Морщинки, прорезавшие лоб, особенно когда он поднимал темные задумчивые глаза, складка у переносицы…
Коханову – 33 года. Шестнадцать из них он работает на крупнейших заводах…
– Как я попал в Орск? Случайно. Выехал с одним из эвакуированных цехов из Краматорска в Свердловск, оттуда – в Кунгур. В 1942 году в Москве в командировке встретил Бебенина, он и пригласил меня к себе. Очень заманчиво для молодого инженера очутиться на заводе, который еще только создается, у которого все впереди. Когда я приехал сюда, территория завода была огорожена… мелом, только-только закладывались фундаменты кузнечного и литейного цехов. Четыре цеха ютились в одном небольшом корпусе соседнего завода. Было очень тесно, холодно, голодно, приходилось работать с девчонками и мальчишками из ФЗУ. Не забуду подвала, куда прежде ссыпали уголь, а потом оборудовали под жилье. Сто семейств под одним потолком, полгода жили на койке. Когда же из подвала меня перевели в шестиметровую комнатушку, казалось, что я достиг предела блаженства. Можно было уже привезти из Кунгура жену и детей».
Я из далекого военного детства помню лишь нескончаемое чувство голода, которое преследует меня всю жизнь! Хорошо помню, как отец возвращался с работы ночью, выходных у него не было. Когда же мама сокрушалась о том, что на нем «лица нет», сурово отвечал: «На благо Родины работаем».
Эту фразу он повторял и после войны, и перед смертью. «6 марта 1952 года после непродолжительной болезни, на 37-м году жизни скончался главный инженер завода «Сибтяжмаш» Коханов Федор Николаевич», – гласил некролог в заводской газете.
Возлагая цветы к Вечному огню, мы помним о тех, кто пал на поле боя. Не забывайте же и о тех, кто отдал свое здоровье, свою жизнь в тылу на трудовом фронте на благо Родины. Пусть в наших молитвах прозвучат и их имена.
Т. КОХАНОВА.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024