РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Победители не побеждены

Судьбы людей, о которых пойдет речь, не похожи. Но все они закольцованы в тугой пучок надежд, сомнений, страхов и тихой радости двумя событиями. На рассвете жизни они встали на защиту Родины от жестокого и сильного врага, а на закате ее оказались в Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Но победители не побеждены… Сегодня в Доме-интернате проживают три человека, прошедших войну. Их служба началась в разные годы. Александра Дмитриевна Руденко прошла войну с первых и до последних дней. Анна Ивановна Назина записалась добровольцем в 1943-м, а самый молодой из них Валентин Михайлович Коряков попал на фронт в 1944 году. Лицо Александры Дмитриевны Руденко поражает своей красотой. Так и хочется смотреть в бездонные, ясные глаза, имеющие тот неповторимый цвет, который бывает у пожилых людей: чуть блеклый, но все же сияющий. Несмотря на то, что в силу возраста (Александре Дмитриевне уже 82) передвигается она, опираясь на палочку, фигура этой мудрой женщины до сих пор хранит следы былой стати и особого женского очарования.
Александра Дмитриевна родилась в Вологодской области. До войны успела окончить школу, медицинский техникум и даже поработать по специальности. О том, что началась война, молоденькая медсестра узнала от работников областного здравотдела. Сразу же Саша и еще три подружки вернулись в родной город и отправились в военкомат. Четырех девчат-добровольцев отправили на месячную подготовку в Череповец, откуда, приняв присягу, Александра попала в 54-й отдельный медицинский батальон на Карельский фронт. Как известно, в Карелии в годы Великой Отечественной активную деятельность вели партизанские отряды. Среди медиков особо сложными считались случаи, когда ранения получали именно партизаны. Добираться до них приходилось за много километров глубоко в леса. Участь обыденного героизма не миновала и Александру Дмитриевну. Однажды по рации сообщили о тяжелом осколочном ранении голени 17-летнего парня, находящегося в 60 км. от медицинской части. Он истекал кровью. Для оказания необходимой помощи была отправлена Саша. Дорога к отряду пролегала через густой лес и болота. Собираться пришлось второпях, воды с собой взять не успела. Шла пешком, а лето оказалось чрезвычайно жарким.
– Мне очень хотелось пить, – вспоминает Александра Дмитриевна. – Было ощущение, что, если сейчас во рту не окажется хотя бы капли воды, до раненого не дойду. На мое счастье, вдоль лесной дороги виднелись следы от автомобильных шин, а в глубоких рытвинах от колес была вода. Я стала пить прямо из лужи.
Александра Дмитриевна до сих пор помнит имя раненого паренька. Сашу Курышева она спасла. Несколько позже благодарный воин даже отыскал спасительницу и лично сказал ей спасибо.
Батальон Руденко объездил почти весь Северо-Западный фронт. Помощь приходилось оказывать не только бойцам, но и мирному населению, пострадавшему от бомбежек. За четыре долгих военных года Александра Дмитриевна выполняла функции перевязочной и операционной сестры. Худенькая девушка на своих плечах вытаскивала солдат с поля боя. Была контужена.
Однако раненых приходилось не только лечить, но и защищать. Смелая Сашка отстреливалась из автомата от преследовавшего колонну, перевозившую раненых, немецкого самолета «Хейнкель». Враг был безжалостен. Преследовал и бомбил санитарные машины до тех пор, пока не был сбит случайно встретившимся на пути стрелковым батальоном.
Ближе к концу войны Руденко, привезшую раненых в вологодский госпиталь, оставили при 34-м стрелковом батальоне. До победы Саша работала в лазарете медсестрой. Там же познакомилась со своим будущим мужем – капитаном Красной Армии Василием Руденко. По иронии судьбы смелый воин, получивший за годы войны два тяжелых ранения, в тот раз лежал в госпитале с банальной ангиной.
Демобилизовалась Александра Дмитриевна только в октябре 1945 г. За годы войны старший сержант Руденко стала кавалером ордена Великой Отечественной войны II степени, обладательницей медали «За победу над Германией».
После войны семья Руденко поселилась в Казахстане. Там Александра Дмитриевна прожила 55 лет. В 1989 г. умер муж. Трое взрослых детей разъехались по разным городам России. Один сын стал авиационным инженером и ныне живет в Самаре, другой пошел по стопам матери и стал врачом. Сейчас работает хирургом в Оренбурге. Врачом стала и дочь, живущая на Дальнем Востоке. Оставшись одна, Александра Дмитриевна решила не обременять собою детей. Когда после перестройки одной жить стало сложно, решила оформиться в Дом-интернат для престарелых. В Казахстане ее не приняли, а в Орске место нашлось.

Валентин Михайлович Коряков попал на фронт под самый конец войны – в 1944-м. Служил в минно-торпедной авиации ВМФ Первого гвардейского авиационного Колпинского полка. Участвовал в штурме Кенигсберга 10 марта 1945 г. Награжден медалями «За победу над Германией» и «300 лет Военно-морскому флоту».
После войны Валентин Михайлович окончил Высший заочный политехнический институт в Москве. Работал инженером-электриком, начальником электроцеха в Рязани, где осел с семьей. Но после смерти жены решил перебраться поближе к братьям, жившим в Орске. Уже здесь попал в страшную автомобильную катастрофу: на полной скорости его машину сбросил с трассы огромный молоковоз. С множественными переломами, истекая кровью, Валентин Михайлович ждал помощи целую ночь. Выкарабкаться и перенести все страдания помогла фронтовая закалка. Оправившись, но став инвалидом, Коряков принял решение не возвращаться в Рязань, где жили дочь с внучкой, дабы не обременять их, а оформиться в Дом-интернат для престарелых и инвалидов. Это случилось 8 лет назад.
Сила духа этого человека помогла ему не сдаться. Руководство интерната предложило Валентину Михайловичу стать председателем совета самоуправления. Когда позволяло здоровье, он занимался организацией вечеров, праздников для инвалидов и пожилых. Но возраст берет свое. Я застала Корякова в постели: жутко ныли у старика поломанные кости. Но и сейчас Валентин Михайлович сдаваться не собирается. К 9 мая у него уже заготовлена бутылочка коньяка, и тост «За победу!» обязательно будет произнесен.

Немногим более года назад Анна Ивановна Назина потеряла единственного сына. Сорокалетний мужчина, приехавший погостить к матери из Санкт-Петербурга, умер прямо в остановочном павильоне – отказало сердце. Что-то надломилось в женщине с тех пор: исчезла тяга к жизни, память короткими отрывками сохранила лишь самое дорогое и ценное из всего, что произошло за долгих 80 лет.
В 1943 г. Ане едва исполнилось 19. Мечтала попасть на фронт: где-то далеко сражался любимый. Но мама не пускала. Поэтому записалась добровольцем тайком. Наконец, долгожданное событие – Анну зачислили в Башкирское военное авиационное училище разведчиков. После учебки Анна Ивановна попала на Третий Белорусский фронт.
В отряде было всего три девушки, служилось девчонкам тяжело. Не раз довелось Анне Ивановне с подругами побывать в тылу врага, когда их, переодетых в гражданское, на вражескую территорию сбрасывал самолет.
– В тыл уходили ночью. Выясняли, где располагается вражеская часть, находятся склады с оружием.
Едва попав на фронт, в одной из таких вылазок Аня была ранена осколком снаряда. Разворотило тазобедренную кость. Несколько месяцев пролежала в госпитале, потом снова вернулась в часть. До конца войны из трех подруг дошли только две: симпатичная Таня Королева была убита.
Пожалуй, это и все, что удалось узнать о военном прошлом Анны Ивановны. Разговорить ее трудно. О себе вспоминает неохотно, стараясь как можно больше рассказать о талантливом сыне. После войны Анна вышла замуж за фронтовика, приехала к сестре в Орск. Тут и осела. После рождения сына здоровье у мужа начало сдавать: сказывались последствия тяжелых ранений. Вскоре он умер. Воспитывать сына Анне Ивановне пришлось одной. Вторично замуж она так и не вышла, решив свою жизнь посвятить родной кровиночке. Поэтому после внезапной и сокрушающей кончины сына Анна Ивановна сама пришла в Дом для престарелых. Ничто не держало ее уже в большой жизни, а закрытый мирок таких же, как она, одиноких ее вполне устраивал.

Эти сильные духом люди сами строили свою жизнь. Ни один из них не оказался в интернате потому, что от него отказались дети. Просто они привыкли не создавать вокруг себя лишних проблем. Они очень скромны, а военное прошлое заронило в их души зерно бойцовского духа. И, каким бы ни был враг, ему никогда не удастся положить победителей на лопатки.

Материалы по теме

Обрученные Победой принимают поздравления

9 мая Таисия Никитична и Гиляз Камалеевич Салтаевы отметят 60-летие не только Великой Победы, но и семейной жизни. Поздравить их с бриллиантовой свадьбой соберутся шестеро детей, четырнадцать внуков и восемь правнуков – это будет всем праздникам праздник! Накануне замечательной даты Салтаевы принимали поздравления и от работников загса – 5 мая...

Выпьем за шагавших под огнем!

Как поется в песне, «с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом» сквозь огонь и стужу прошли фронтовые корреспонденты. Они всегда были на переднем крае. Честь и добрая память орским журналистам, погибшим за Родину на полях сражений, – В. Германовичу, К. Иванову, И. Добкину, Н. Алиханову. В годы войны...

Работали за троих труженики Орска в войну

Проблема достоверности истории перед обществом стояла всегда. Однако разного рода летописцы, отражая ее, вольно или нет допускали серьезные погрешности. То же касается произведений искусства. Исключением является, пожалуй, только газета. Ее страницы служат зеркальным отражением минувшего времени. Подтверждение тому – «Орский рабочий», честно и добросовестно фиксировавший каждый день Великой Отечественной....

Победители не побеждены

Судьбы людей, о которых пойдет речь, не похожи. Но все они закольцованы в тугой пучок надежд, сомнений, страхов и тихой радости двумя событиями. На рассвете жизни они встали на защиту Родины от жестокого и сильного врага, а на закате ее оказались в Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Но победители не...

Медаль от Ивана Баграмяна

Я позвонила, и дверь тут же открыл энергичный мужчина. У порога жизнерадостно завиляла хвостом собака Малышка, путаясь под моими ногами: может, гостья что-то вкусненькое принесла? Но мы с хозяином, к видимому разочарованию Малышки, взялись за фронтовые воспоминания. Как выяснилось, в действующую армию Ивана Прохоровича Постнова призвали еще осенью 1941-го. Его,...

Вся жизнь - на благо Родины

Каждый год 9 мая я тоже спешу с цветами к Вечному огню. А потом подхожу к мемориалу и читаю фамилии, как будто надеясь встретить там фамилию своего отца – Федора Николаевича Коханова. Но ее там нет, и это не укладывается в голове, т. к. для меня мой отец, отдавший здоровье...

Отрывки из поэмы «Шофер в законе»

Николая Пашкова, думается, не надо представлять любителям поэзии. Профессиональный шофер-дальнобойщик, он уже в зрелом возрасте окончил Высшие литературные курсы при Литинституте им. Горького. Выпустил несколько сборников, среди которых “Перегон”, “Люблю дорогу”, “Поэтический этап” и др. Член Союза писателей России.Я родился в Советском Союзе В память дяди, ...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.