Какой же русский не любит бесплатной езды?
- Экономика
- 16-06-2004
О том, чтобы обязать маршрутчиков перевозить льготников бесплатно, в коридорах местных прокуратур говорили давно. Да как-то все не отваживались озвучить это «согласно законодательству». «Представляете, какой скандал разразится», – говорили мне и просили вообще не затрагивать эту тему. Прошло более полугода.ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
В соседнем Бугуруслане разразился грандиозный скандал. Работники межрайонной прокуратуры с подачи прокурора Н. Светлова активно прессинговали местных предпринимателей, занятых перевозкой людей на городских маршрутах, настаивая на бесплатном обслуживании льготников. Конфликт перерос в митинг протеста маршрутчиков, который состоялся 24 мая, и бессрочное пикетирование здания прокуратуры. Предприниматели призывали слуг закона не разжигать социальную рознь, руководствоваться в своих действиях законами России, а не собственными желаниями. Участники митинга приняли обращение к президенту РФ В. Путину, обратились за помощью в органы исполнительной власти и даже направили делегацию к заместителю главы администрации области М. Коннову. Тот делегацию принял и, как утверждает бугурусланская пресса, был явно удивлен позицией и действиями межрайонной прокуратуры. Но, поговорив с областным прокурором А. Чадовым по телефону, чиновник явно смутился. Оказалось, что областной прокурор не просто поддержал инициативу коллеги, но и рекомендовал всем органам прокуратуры этот пример как образец решения проблем перевозки льготников во всех городах и районах Оренбургской области.
Видимо, эту рекомендацию спустили «сверху» и в прокуратуры нашего города. Заработала простая схема: опираясь на жалобы льготников, прокуратуры возбуждают в отношении непослушных перевозчиков дела об административных правонарушениях. Материалы направляются в Орский отдел управления Госторгинспекции по Оренбургской области, где и принимается решение казнить (то бишь штрафовать) или помиловать. «На сегодняшний день к нам поступило всего два таких дела из прокуратур Советского и Ленинского районов, – рассказывает начальник Орского отдела управления Госторгинспекции по Оренбургской области Н. Зверева. – Позиция прокуратуры вполне понятна: закон одинаков для всех. Водители маршруток говорят: «Нам никто не возместит затраты». Но никто из них и не ставил вопрос о выплатах компенсаций. Чтобы получать деньги из бюджета, частники должны записывать фамилии льготников, а потом предоставлять списки в органы соцзащиты…»
А теперь предлагаю вернуться к простым истинам. Как известно, обычный пассажир платит за проезд сам, в то время как за льготника рассчитывается государство или, как ни странно, сам перевозчик. Во втором случае перевозчику грозит разорение, поскольку он обязан будет обслужить 61 категорию льготников (включая работников прокуратуры)! Яркий тому пример – трамвайное хозяйство, которому государство задолжало миллионы рублей. Только постоянная финансовая подкормка из местного бюджета позволяет трамваю худо-бедно существовать. Если столь значимое для города предприятие с помощью местной власти не может «выбить» положенную компенсацию в полном объеме, на что может рассчитывать частник? Возникает вопрос: «Почему ни одна из прокуратур до сих пор не вмешалась и не потребовала возмещения затрат на льготников трамвайным управлениям, пассажирскому автопредприятию?»
До сих пор частники не знали проблем трамвайщиков. В маршрутках действует единый тариф и для студента, и для пенсионера, и для прокурора. Кстати, в прошлом году частника уже пытались приструнить, требуя оборудовать все «Газели» кассовыми аппаратами. Не получилось. Глотайте очередную «пилюлю» – льготников. На минуту представим, что блюстители закона добились своего. Льготники дружно перекочуют в маршрутки, а рабочий люд вынужден будет простаивать на остановках. Нескольким счастливчикам, разместившимся на свободных от ветеранов и инвалидов местах, придется опять ожидать, пока водитель перепишет фамилии и номера удостоверений льготников. Причем заниматься переписью «населения» ему придется с завидной частотой. Ни о какой безопасности движения при таких условиях не может быть и речи, да и из водителя делать писаря глупо. Конечно, вряд ли сможет отличить законную «корочку» от фальшивки.
Не думаю, что у защитников льготников нет воображения. Тогда что ими движет? Закон? И почему этот вопрос поднимается именно сейчас, а не тогда, когда частники только пришли на транспортный рынок? Многие из них наверняка отказались бы вкладывать деньги в транспортный бизнес, понимая, что рано или поздно разорятся.
ОТ СЛОВ - К НАКАЗАНИЮ
От слов перейдем к конкретному правонарушению. Так в чем же обвиняется частник? «1 июня 2004 г. при высадке пассажиров из маршрутного автобуса № 31 на остановке «Ул. Тагильская» П. Горбунова объяснила водителю автобуса, что является ветераном труда, инвалидом II группы и хочет воспользоваться правом бесплатного проезда. Однако водитель потребовал произвести плату за проезд в размере 5 рублей. Опрошенный по данным обстоятельствам Д. Мордвинцев пояснил, что при перевозке пассажиров маршрутным автобусом бесплатный проезд предоставляется только участникам Великой Отечественной войны в качестве благотворительности». Соглашусь, что инвалидам нынче живется несладко. Но это государство ставит людей в такие условия, а не предприниматели. Да и что такое 5 рублей за проезд с комфортом от центра города до окраины? Не успевая за ценами на бензин, некоторые владельцы автомобилей давно пересели в маршрутки. Для экономии практически все «Газели» используют газовое топливо, но ездить на воздухе пока еще, к сожалению, не научились.
Между тем прокуратура Ленинского района сослалась на Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и постановила возбудить в отношении Мордвинцева производство по делу об административном правонарушении. Подобное постановление было вынесено прокуратурой Советского района в отношении предпринимателя М. Мазуренко. Частников собираются оштрафовать на тысячу рублей.
Судебные приставы атакуют Мазуренко, а Мордвинцев ждет решения Госторгинспекции и намерен обратиться в суд с жалобой. «Ветераны труда, инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского (то есть принадлежащего городу) пассажирского транспорта, - пишет он . – Я, как предприниматель без образования юридического лица, к городскому пассажирскому транспорту никакого отношения не имею, так как «Газель» принадлежит мне на праве частной собственности…» В законе Оренбургской области говорится, что функции заказчика пассажирских перевозок возложены на органы местного самоуправления. В 2004 году средства на исполнение муниципального заказа распределены между трамвайным управлением № 1 (69%), трамвайным управлением № 2 (8%) и Орским ПАТП (23%). Мордвинцев, как и другие предприниматели, остался в стороне. Были водители маршруток, пожелавшие обслуживать льготников, но при условии – компенсация расходов должна быть предварительной. Но они так и не смогли договориться с управлением соцзащиты.
МАЛЕНЬКая ПОБЕДа
Первый заместитель мэра Н. Кондрашов не раз говорил о вопиющей несправедливости. Дескать, маршрутчики лишь «снимают сливки», а трамвай работает на льготников. Но правда в том, что, даже если честно распределить ношу между муниципалами и частниками, это не решит проблемы: в убытках окажутся все. Позиция первого заместителя, видимо, существенно отличается от позиции юристов администрации, которые, защищая интересы города, встали на сторону водителей маршруток.
В начале февраля текущего года районная прокуратура обратилась в суд с иском к администрации города, УСЗН и частному предпринимателю об обязанности предоставлять льготы, заключать муниципальные договоры на услуги, компенсировать затраты на льготные перевозки.
На суде ни одна из сторон иск не признала. Юристы напомнили, что затраты на льготников возмещает областное УСЗН, и при существующем порядке предоплата, как того требует прокуратура, невозможна. Кроме того, органами исполнительной власти области не определен порядок возмещения частникам расходов, связанных с реализацией льгот. Об обязанности перевозить льготников бесплатно ничего не говорится в договорах администрации с предпринимателями. Более того, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, который должен был быть напечатан в СМИ. Отказывая прокуратуре в удовлетворении иска, мировой судья сослался на Конституцию РФ и отдельные вышеназванные моменты. Но решение суда в законную силу так и не вступило: снова вмешалась прокуратура района. Каков будет исход этой «битвы», пока неизвестно.
Пересадив льготников в маршрутки, мы рано или поздно изгоним частников с транспортного рынка. Сначала водители маршруток попытаются использовать в роли инвесторов платежеспособных пассажиров, увеличив стоимость проезда. Но это им вряд ли поможет. Естественным выходом из конфликтной ситуации выглядит замена ряда льгот адресной денежной компенсацией. Эту идею давно «жуют» в Госдуме, но прогнозировать результат трудно. Компенсация льгот через управления соцзащиты – хорошая кормушка для отдельных чиновников, которую они вряд ли отдадут без боя. А наш народ так легко спровоцировать на митинг, а то и демонстрацию протеста.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024