РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Копейка рубль не бережёт на пассажирских перевозках

На междугородных, внутриобластных перевозках ситуация становится критической, а на международных и межреспубликанских маршрутах орские автобусы больше не работают. В Актюбинск, расположенный в 150 километрах, за один день можно доехать либо на такси, либо на перекладных. Стоимость транспортной услуги поднялась до 1,5 тыс. рублей, или по 350 руб. «с носа», как говорят заправские «водилы». В школьных программах по изучению родного края в прежние годы было обязательным изучение подвигов героя Мусы Джалиля. В юности он прославился обучением грамоте жителей казахских аулов в степях к югу от Орска. Ходил осенью и зимой пешком, замерзал и чудом остался жив, но обучал грамоте бедноту. Живи герой в наши дни, пешком его в степные аулы уже не пустили бы. Таковы правила пограничного перехода «Орский». Можно проехать только пассажиром на маршрутном транспорте, на такси, на попутном грузовике.
В редакцию «ОХ» позвонила жительница Орска и рассказала о путешествии в Актюбинск на минувшей неделе.
Вот как это выглядело: «В 15 часов привычный рейс Орск – Актюбинск был отменен. И людей просто не пускали в казахстанский автобус, стоявший на автовокзале. Несколько человек партизанскими методами все же проникло в салон, спряталось между сиденьями. Доехали до поста ГАИ, что у моста через Урал. Автобус был остановлен, люди в форме всех выпроводили из салона на улицу. Объяснили, что брать пассажиров водитель из Актюбинска не имеет права.
По объявлению узнала, что на поездку до Актюбинска в маршрутном такси необходимо записываться по телефону и обязательно на несколько дней вперед. В областной центр Казахстана пришлось ехать на перекладных.
Утром следующего дня отстояла несколько часов на трассе в месте, где обычно «ловят» попутный транспорт все путешественники в сторону Казахстана. Промокла под дождем, замерзла, пришлось возвращаться домой, менять одежду, греться. После обеда вновь вышла на улицу Крайнюю искать попутный транспорт. Повезло. Водитель актюбинской пассажирской «Газели» довез до таможни. Но здесь опять высадили: не положено. Границу пересекала на грузовике. И только у казахстанского пограничного перехода сумела сесть в автобус, который порожняком возвращался в Казахстан. Таких скитальцев, путешествующих по острой и срочной надобности в Актюбинскую область, набралось в автобусе полтора десятка человек. До автовокзала Актюбинска добрались только к вечеру».
На следующий день, закончив срочные дела, она еще успела осмотреть международную промышленную выставку-ярмарку, посвященную году России в Казахстане. Предприятия Оренбуржья выставляли свою продукцию, приглашали торговать, чиновники говорили о дружбе братских народов. Назад ехала с участниками выставки, берегла здоровье.
От поездки остались горечь преодоления искусственных преград и простуда, которую за один день не вылечить.
Чиновники на страже закона
Ничем не примечательная госконтора Министерства транспорта одевает своих сотрудников в униформу, схожую с милицейской. Есть даже погоны, на них – звезды отличия. Но бойцы, которые выпроваживали женщин из автобуса, работниками транспортной инспекции быть не могли. В Орске инспекторов всего трое, один из них – женщина. С руководителем местного подразделения Российской транспортной инспекции В. Очкуром мне удалось переговорить о странных делах в перевозках пассажиров на трассе Орск – Актюбинск.
Транспортный инспектор «в курсе», но утверждает, что о ловле «зайцев» слышит впервые. По его пояснению, суть проблемы – в отсутствии разрешения Минтранса на перевозки, которые из нашего города с недавнего времени осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Экспресс».
Как только хотя бы факсом придет разрешение из Минтранса или Оренбургского отделения инспекции, он непременно даст команду не препятствовать регулярным пассажирским перевозкам.
Сегодня же в Актюбинск и обратно автоколонны России и Казахстана могут возить людей только на нерегулярной основе. Или по спискам ведомств, то есть чартерными рейсами. Таково положение о перевозках, утвержденное правительством Касьянова.
Чтобы возить людей в Казахстан, орскому «Экспрессу» достаточно иметь лицензию, допуск и разрешение. Лицензия и допуски получены заблаговременно. Разрешение было действительно до середины сентября. Наивные транспортники обратились за разрешением в Российскую транспортную инспекцию 12 августа в надежде своевременно получить право работать на трассах Казахстана. Особо отметим, что документы подали в не предусмотренную правительством, а, следовательно, и неправительственную организацию РАС (Российский автотранспортный союз).
И ждут по сей день.
Чтобы понять, почему и кто «зарубил» народу поездки на автобусах, нужно разбираться достаточно долго, понимать подводные политические и экономические течения в столице и регионе.
Начнем с того, что автоколонна № 1826 многие десятки лет возила горожан в общественном транспорте и после акционирования входила в состав ОАО «АТК Оренбургавтотранс». Акции областной транспортной компании впоследствии перекупили ушлые бизнесмены из славного города Самары, а орская автоколонна оказалась волгарям без особой надобности. В гараже на площади Гагарина уже с год открыт очередной рынок. Лицензия на пассажирские перевозки автоколонной № 1826 не продлялась, и срок ее действия закончен. Бывший директор автоколонны П. Тейхриб вовремя и удачно переместился в кресло заместителя управления автотранспортом республики Башкортостан. Автоколонна стала «хитрой конторой», где накоплены долги, есть недвижимость и транспорт, есть ремонтные рабочие, но нет перевозчиков. Для городских маршрутов, внутриобластных поездок и межгосударственных перевозок созданы два общества с ограниченной ответственностью (так и хочется написать «с неограниченной безответственностью»).
Примечательно, что ООО «Экспресс» и ООО «ОПАП», обслуживающие городские маршруты и пригороды Орска, находятся на территории автоколонны, собственного подвижного состава не имеют, работают на арендованных в автоколонне автобусах, фактически находясь в полной зависимости от хозяев, проживающих на реке Волге, а с недавних пор и на Белой.
Так закончился для Орска передел собственности областного транспортного предприятия, в состав которого входила и автоколонна № 1826. Канули в прошлое десятки автобусов, купленных на бюджетные деньги и полученных в подарок от московских щедрот. Сгорели в их двигателях сотни тонн выпрошенного у ОНОС бензина.
Этот ребус, созданный по недальновидности власти, а, возможно, и для увода из города собственности, разгадать непросто. Но, оказывается, и это еще не все. В областном центре создано местное отделение общероссийского «Автомобильного Союза», которое и возглавил бывший руководитель «Оренбургавтотранса», после перекупки акций лишенный своих полномочий. Эта общественная, по сути, организация в числе прочих дел должна проводить аудит заявок на право перевозок пассажиров. И давать рекомендации Российской транспортной инспекции. В том числе и орского «Экспресса».
Здесь-то и спрятан механизм «заматывания» транспортного бизнеса. Со слов работников «Экспресса», областной филиал РАС документы изучил и отправил в Москву, где они благополучно пылятся в стопке других ходатайств на разрешение зарабатывать кусок хлеба перевозками.
Получается, что заявка на разрешение, поданная с 12 августа, даже не дошла до Минавтотранса. Сроки путешествия бумаг в общественной организации никем не регламентированы, чем и созданы идеальные условия для, мягко говоря, самоуправства. Документы могут пылиться в столе чиновника до следующего всемирного потопа. Или будут дожидаться, пока сегодняшние хозяева «Экспресса» не догадаются «приделать ноги» к документам.
По службе обязанный автобус подать
Правительственным положением о перевозках предусмотрено ответственное лицо, отвечающее за транспортные услуги. Таким лицом в «Эксппрессе» является заместитель директора по эксплуатации А. Дайтыров. Он поясняет:
– В перевозках на трассе Орск – Актюбинск участвуют автобусы автопредприятий двух государств на строго паритетных началах. Лицензии, допуски, разрешения выдаются в Минавтотрансе двух стран одновременно для своих и дублируются для заграничных перевозчиков.
Получилось, что наш «Автомобильный Союз» остановил орские и актюбинские автобусы.
По нашим сведениям, во второй декаде октября актюбинские транспортники все еще пытались делать рейсы до Орска «в один конец», но уже не каждый день. Невыгодно гнать старые «ЛиАЗы» и «Икарусы» назад без пассажиров. К слову, казахи переводят название Орск как «плохой город». Таким он и остается пока для соседней страны. Имидж мы создаем сами.
Дайтыров утверждает, что самым эффективным в последние годы оставалось именно актюбинское направление. Здесь была небольшая конкуренция, частники по разбитым дорогам лишний раз свои «Жигули» не гоняли. Сейчас «Экспресс» несет убытки по всем дорогам. Поскольку оренбургскую трассу успешно освоили хозяева «Газелей», а периферийные рейсы в Ясный, Домбаровку и Кваркено для больших автобусов нерентабельны изначально.
Мы попробовали получить комментарий ситуации в администрации города. Но специалисты транспортного отдела компетентны только в оформлении внутригородских маршрутов, начальник отдела Л. Зеленская в длительной командировке.
Первый заместитель главы города Н. Кондрашов пояснил, что муниципальным сегодня в Орске остался только трамвай. Он понемногу начинает возрождаться, а после монетизации льгот электротранспорт будет переживать второе рождение, потеснив с городских улиц маршрутные такси. Кондрашов уверен: как только рейсы на междугородных и межгосударственных трассах станут высокорентабельными, сразу же найдутся желающие заниматься этим бизнесом. Быстро получат и лицензии, и разрешения.
С. ГРИГОРЬЕВ.

Материалы по теме

Копейка рубль не бережёт на пассажирских перевозках

На междугородных, внутриобластных перевозках ситуация становится критической, а на международных и межреспубликанских маршрутах орские автобусы больше не работают. В Актюбинск, расположенный в 150 километрах, за один день можно доехать либо на такси, либо на перекладных. Стоимость транспортной услуги поднялась до 1,5 тыс. рублей, или по 350 руб. «с...

Молочные реки начинаются на хлебокомбинате

После того как разорился и свернул производство орский молокозавод, в системе пищевой промышленности города образовалась нешуточная брешь. Молоко и производящиеся из него продукты потекли на прилавки орских магазинов со всех окрестных городов и поселков: Новотроицка, Акъяра, Энергетика, Самары.Столица восточного Оренбуржья, окруженная… многочисленными селами, фермерскими хозяйствами и совхозами, оказалась не в...

Клад найти легче, чем опытного слесаря

Процессы, происходящие в отечественной экономике, носят неоднозначный характер. Зеркальным отображением их служит состояние промышленного сектора города. Все предприятия живут по-разному. Кому-то просто повезло оказаться вблизи газовой или нефтяной трубы, а кто-то остался у разбитого корыта по причине краха целой отрасли. «Оропал» знают в Москве В немалой степени виной тому старая система...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.